Затем прошел банкет, поздравительные речи официальных и неофициальных лиц, утром провожали участников и мэтров. Фестиваль состоялся, став уже доброй традицией, ещё одной творческой школой для наших виртуозов гитары и мастеров поэтического слова.
Взнос за участие в фестивале в сумме 150 рублей включал в себя оплату атрибутики фестиваля, предоставляемой каждому участнику, и частичную оплату орграсходов. Командировочные расходы (питание и проживание - 200 р. в сутки), плюс проезд до Тюмени и обратно - за счет командирующей организации.
Финансирование фестиваля осуществляли организаторы согласно смете расходов, организацию осуществлял оргкомитет.
Недавно, 2-3 марта 2002 г., а рамках общероссийской программы поддержки молодых дарований «Возвращение к истокам» (1996-2004 гг.) проводился 3-й городской детско-юношеский фестиваль авторской песни - «В кругу друзей».
Цели и задачи, которые преследовал конкурс: патриотическое воспитание молодежи; привлечение детей и молодежи города к самодеятельному песенному творчеству - авторской песне - в клубы КСП; пропаганда культурных российских национальных традиций и выявление новых интересных направлений в авторской, самодеятельной песне; поиск талантливых авторов и исполнителей бардовской песни среди детей и юношества; расширение контактов между творчески одаренными школьниками и студентами.
Организаторами конкурса выступили: комитет по делам молодежи и туризма АТО; Управление по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации г. Тюмени; Управление по образованию администрации г. Тюмени; центр творческого развития и гуманитарного образования «Хобби-Центр»; тюменское региональное объединение общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы (ДИМСИ)»; тюменская региональная общественная организация «Клуб самодеятельной песни»; тюменская городская общественная организация Детское экспериментальное объединение «Непоседы»; общественная студия авторской песни «Свежий ветер».
Условия участия в конкурсе были следующими. Исполнение песен под сопровождение акустических инструментов (гитара) обеспечивалось самим участником, электроинструменты исключались, что возможно обедняло программу; каждый участник представлял на конкурс 2 песни. Конкурс проводился по 3-м возрастным категориям (до 12-ти лет, включительно; 13-18 лет; 19-25) и 4-м номинациям (авторы исполняемых произведений; исполнители-солисты; дуэты и ансамбли; песня о Тюмени).
Участникам конкурса присваивались звания: лауреат конкурса, дипломант конкурса и участник конкурса.
Заключение
Перед нами стояла цель проанализировать феномен АМСТ и определить время его появления, этапы эволюции, современное состояние и в какой-то мере определить дальнейшие тенденции развития движения в России, проанализировать современные формы существования АМСТ (фестивали и конкурсы, КСП), выделить в историческом контексте вехи отечественного АМСТ. Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В соответствии с задачами исследования мы проследили исторический путь развития АМСТ, выяснили, что оно зародилось много столетий назад и тесно связано с историей развития современной цивилизации. Пришли к выводу, что явление оказало на нее огромное воздействие. В результате эволюции АМСТ приобрело современные формы, но, естественно, это не конечный результат, т. к. АМСТ - это динамичный процесс.
АМСТ в России в период тоталитарного коммунистического режима явилось в 50-е годы ХХ века новой вехой в развитии культуры отечества (т. н. «авторская песня»), помогло сохранить поэтическую традицию русской поэзии «Золотого» и «Серебряного» века, русскую культуру, позволило в конечном итоге ликвидировать антинародный режим. Авторская песня сохраняет нравственные идеалы и моральные ценности общества. Ее неоценимый вклад в развитие отечественной культуры еще только предстоит определить. Но начало нами положено.
В условиях современных реалий российского социума АМСТ способствует дальнейшему развитию традиций отечественной поэзии и музыки. Изменившиеся условия жизни способствовали и изменению авторской песни, как ее составляющей части. Сближение ее с современной эстрадой привнесло в песню ряд как положительных, так и отрицательных моментов, которые мы подробно затронули в результате нашего исследования. Мы пришли к выводу, что специфика авторской песни – не в исполнении произведений под гитару, не в ее любительском характере, а в особой продуманности текстов и особой, отличной от других видов, песне, в определенном способе подачи исполнителя.
С 90-х гг. в России, когда страна вышла из затяжного социально-политического и экономического кризиса, появляется новая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в области АМСТ. Наиболее прогрессивным явился закон РФ «Об авторских и смежных правах». Во многом в связи с этим идет формализация движения. Появляются новые КСП, проводится все больше фестивалей и конкурсов авторской песни, как в России, так и за границей, движение становится все более массовым. В месте с массовостью есть опасность растворения его в шоубизнесе. Особенно это заметно начиная с конца 90-х годов. Сегодня АМСТ в России достаточно активно развивается на местном и региональном уровнях. Все больше прогрессивной молодежи, т. е. в основном студентов вузов, поддерживают движение, определяя приоритеты его развития в будущем. Развитие АМСТ невозможно без желания, активности и ответственности самих граждан. Но очевидно также и то, что оно нуждается в поддержке государства, муниципальных органов власти и бизнесменов.
Мы проанализировали результаты последних фестивалей и конкурсов авторской песни (в том числе и в г. Тюмени); ознакомившись с мнением специалистов, выявили положительные и отрицательные тенденции развития АМСТ. Нами были проведены беседы со многими тюменскими авторами-исполнителями и сотрудниками администрации города (Н. Старченков, Л. Ткачук, О. Москвина, С. Ломакин и др.) для выявления состояния и определения путей дальнейшего развития АМСТ в Тюмени.
Список литературы
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»: Официальный текст, действующая редакция. М.: Экзамен, 2001.
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». М.: Изд-во «Ось-89», 2000.
Авторская песня: Книга для ученика и учителя/ Сост. В. И. Новиков. М.: Олимп, 1998.
Андреев Ю. А. Наша авторская… М.: «Молодая гвардия», 1991.
Анинский Л. // Городницкий А. М. Сочинения/ А. Костромин. М.: Локид, 2000 [Вступ. ст.].
Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов/ Автор-сост. Н. Е. Кутейникова. М.: Воениздат, 1993.
Берковский В. Песни. М.: «Сов. композитор», 1999.
Библиотечка аторской песни/ Сост. Р. Шипов. Вып. 1. М.: «Музыка», 1990.
Визбор Ю. Песни/ Сост. И предисл. С. Никитин. М.: «Сов. композитор», 1989.
Возьмемся за руки, друзья: Рассказы об авторской песне/ Автор-сост. Л. П. Беленький. М.: «Мол. гвардия», 1990.
Все о музыке: Популярная энциклопедия/ Автор-сост. Спенс Кейт/ Пер. с англ. Минск: Белфакс, 1996.
Городницкий А. // Люди идут по свету. М.: Физкультура и спорт, 1989 [Вступ. ст.].
Городницкий А. Полночное солнце. М.: Сов. писатель, 1990.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: «Искусство», 1990.
Долина В. Бальзам. М.: Изд-во «Гудьял-Пресс», 2000.
Зверев А. М.//Галич А. Генеральная репетиция/ Сост. А. Н. Шаталов. М.: Сов. писатель, 1991.
Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М.: Алетейа, 1997.
Ким Ю. Летучий ковер. М.: «Киноцентр», 1990.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001.
Ломакин С. «Если в городе существует авторская песня, значит его духовный потенциал на хорошем уровне»// Университет и регион. 2002. № 3.
Лорес Ю. Авторская песня как театр одного актера. Б. П.
Люди идут по свету/ Сост. Л. Беленький. М.: Сов. композитор, 1989.
Матвеева Н. Н. Нерасторжимый круг. М.: Сов. Россия, 1991.
Матвеева Н. Н. Хвала работе. М.: «Мол. гвардия», 1987.
Мориц Ю. П. «На этом береге высоком». М.: Современник, 1987.
Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энциклопедия», 1991.
Наполним музыкой сердца: песни Юрия Визбора/ Сост. А. Н. Степанов. Томск: Изд-во «Культ», 1999.
Нет хода нам назад: 33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. М.: «Прейскурант-издат», 1991.
Песни бардов/ Сост. В. Модель. Вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1990.
Плахин Г. В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества // Культура и социум: Материалы Всерос. конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13 – 14 апр. 2000 года)». Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000.
Поют барды / Сост. С. Ильин. Л.: Музыка, 1991.
Современный словарь-справочник по искусству/ Науч. Ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. М.:Олимп, 1999.
Среди нехоженых дорог – одна моя / Сост., автор комментариев, вступ. ст. Л. П. Беленький. М.: Профиздат, 1989.
Сухарев Д. А. Юрий Визбор. М., 1987.
Шилов. Л. // Песни Булата Окуджавы. М.: Музыка, 1989 [Вступ. ст.].
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985.
http://ksp.edison.ru/
http://bard-cafe.komkon.org/
http://www.inst.ru/
http://grushin.samara.ru/
http://www.bard.ru/
http://www.deol.ru/culture/pesnya
http://www.alkor.ru/~00034500
http://www.akkord.spb.ru/
http://ksp.omsk.net.ru/
http://pluto.xtech.ru/Russian/Songs
http://bardz.by.ru/
http://www.akkord.spb.ru/links.htm
http://www.psb.chel.su/~ilmen
http://www.ksp.spb.ru/
http://dolsky.at.ru/
http://mischuki.da.ru/
http://guitarpage.hypermart.net/