Мнения, высказанные по поводу исчезновения авторской пасни, мы можем охарактеризовать сейчас лишь как факт истории АМСТ, не больше. Ситуация неопределенности и тревоги за будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно, обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного смысла.
То, что создавалось в рамках жанра в советское время не равноценно по художественно-творческим критериям: есть здесь и произведения посредственные, и просто неудачные. Со временем они забудутся, а лучшее останется. Хотя мы считаем, что процент доброкачественных произведений оказался достаточно велик, по крайней мере выше, чем в официальной песне. Авторская песня во многом спасла русскую поэзию, благодаря творчеству бардов в годы так называемого «застоя».
В начале 90-х годов, вслед за перестройкой, раскованность в политике привела к раскованности мнений, что естественно должно было, в свою очередь, отразится на бардовской песне. Когда свобода слова была запрещена (вспомним хотя бы А. Галича, Б. Окуджаву, которых выслали из страны), авторы всеми силами пытались преодолеть этот барьер, через слова часто сквозило критическое отношение к тирании правительства. Сейчас же о политике вспоминают реже, хотя тема власти не ушла полностью из бардовской песни.
В конце 90-х годы начинается мощное развитие фестивалей авторской песни, организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер. В этом есть свои минусы и свои плюсы.
Продолжает существовать Санкт-Петербургский клуб «Восток», которому в 2001 году исполнилось 40 лет. Жюри в нем по-прежнему прослушивает множество авторов, для чего и были созданы «мастерские».
Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской песни. Авторская песня меняется, размножаясь в компакт-дисках и видеофильмах, по Интернету, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях. Стираются многие границы между бардовской песней, рок-поэзией, эстрадой: взаимные заимствования в плане музыки, текстов возможно когда-нибудь и приведут к слиянию жанров, но если такое и произойдет, то очень не скоро, потому как не преодолены еще многие преграды, разделяющие их. Возможно, что слияния и не произойдет.
«Авторская песня родилась на московских кухнях в начале шестидесятых и умерла, оставив несколько имен» [3, 12]. Слова эти принадлежат Булату Окуджаве, уход из жизни которого придал им новое звучание...
Этот оригинальный литературно-песенный жанр, который получил название авторской песни, возникший в советском обществе во время хрущевской «оттепели», многократно запрещавшийся властями и наряду с самиздатом породивший «магнитофониздат», раскритикованный многими виднейшими профессиональными композиторами и поэтами того времени за «непрофессиональность», кардинально меняется. После перемен, прошедших в обществе в начале 90-х гг. ХХ века, изменивших общественное сознание, жизнь социума, авторская песня сравнялась в правах с профессиональной. Для многих она осталась лишь как память о прошлом, о молодости, о студенчестве, как неразрывная составляющая их прошлой жизни.
После общекультурного спада, который наблюдался в России (и в частности в г. Тюмени) вначале и середине 90-х гг. ХХ века, что дало повод некоторым исследователям явления авторской песни говорить о нем в прошедшем времени, как мы уже говорили, наступил, и в настоящее время продолжается, всевозрастающий интерес к ней. Есть небезосновательное мнение, что движение превзойдет по своим масштабам прежнее, советское. Это обусловливается отсутствием цензуры, увлечением АМСТ традиционно в основном за счет молодежи (студенты), формализацией движения, финансированием его из разных источников. Массовыми тиражами выходят диски классиков жанра (Галича, Высоцкого, Окуджавы и др.) Мы считаем, что наши современники тоже со временем сравняются по популярности с корифеями, творившими в прошлом. Телевидение и радио все чаще предоставляют эфир представителям авторской песни. Вышедшие из подполья КСП, регулярно собирает фестивали и конкурсы по всей России. Местные власти понимают необходимость способствовать развитию бардовского движения, что, безусловно, положительно скажется на их имидже. Снова полны концертные залы в Москве, Петербурге, Тюмени и других городах. Главный в нашей стране фестиваль авторской песни памяти Валерия Грушина, запрещавшийся ранее, собрал в прошлом году на берегу Волги под Самарой более ста сорока тысяч участников. Даже за границей (Украина, Израиль, Германия и т. д.) наши бывшие соотечественники проводят фестивали и конкурсы АМСТ, иностранцы приезжают в Россию для участия в отечественных мероприятиях в области АМСТ.
Кажущаяся «смерть» авторской песни на самом деле иллюзорна и по причине объективного исчезновения официальной, одобренной государством, песни. Из официальных остался только гимн. Все мы помним как его долго принимали в качестве таковой. Ни о каком конвейере, отлаженной машине по производству пропагандистских песен в настоящее время не может идти и речи (как это было в советское время).
Хотелось подчеркнуть в этой связи и такой момент: профессиональная эстрада, освободившись от «идеологических оков» стала ближе к авторской песне. Многие исследователи отмечают то, что традиционная приставка «авторская» к термину «авторская песня» нелепо, т. к., если вдуматься, то получается, что любая песня – авторская, т. е. имеет автора. Мы настаиваем, что термин имеет право на существование в будущем, т. к. в сознании людей четко укоренилось представление о песне такого рода, о ее специфике, которая видится нам в особом отношении к содержанию текста (содержательный), к аккомпанементу (неагрессивная аранжировка, негромкое исполнение), к специфическому образу автора (повествовательная подача творческого материала, костюм, как и у слушателей) и т. д.
Не полностью понято, на наш взгляд, и понятие самодеятельность, а в этой связи и КСП. Многие исследователи считают (и мы с ними согласны), что самодеятельность должна выполнять функцию школы профессионального мастерства. Клубы - это «сито», отсеивающее несерьезное отношение, низкий уровень способностей и просто лень, вместе с тем это и возможность самореализоваться, попытка стать в один ряд со своими кумирами.
Нам видятся и негативные стороны современной авторской песни, тупиковые пути ее развития. Как писали Ильф и Петров, автомобиль изобрел пешеход, но про это быстро забыли. Рождение авторской песни было связано, прежде всего, с исполнением стихов под гитарный аккомпанемент. Ее главными характерными чертами были поэтическая строка и доверительная задушевная интонация, сразу отличавшие ее от лживой заказной официальной эстрады. Авторская песня, потеряв много отличий от профессиональной, официальной, перенимает вместе с ее плюсами и минусы: бедность текста в угоду толпе становится все более частым явлением, приоритет внешних форм над внутренним содержанием. Это неизбежно при всевозрастающей массовости.
Многое из того, что по инерции и недомыслию или из корыстных побуждений сегодня называют авторской песней, давно уже по существу срослось с эстрадой, отличаясь от нее, пожалуй, только более низким исполнительским уровнем, и интегрировалось в рыночную систему шоу-бизнеса. Рыночные отношения, циничный прагматизм, западная масс-культура, хлынувшие в наше общество, не могли не сместить нравственные критерии социума. Люди теперь приходят на концерты отдыхать и развлекаться.
Наиболее показателен в этом отношении как раз Грушинский фестиваль, реально отражающий сегодняшнее состояние авторской песни в России. Вместе с огромной пользой, которую он внес и вносит в движение авторской песни, этот фестиваль впитал в себя и негативные тенденции современного АМСТ. Главным событием, основой фестиваля является итоговый ночной концерт. Сцена - плот в форме большой гитары, ярко освещенной прожекторами, - озвучена громогласными репродукторами. Огромная аудитория, сидящая на гигантском склоне горы, невидимая для поющих, делает невозможным живой контакт исполнителя и слушателей. Публика активно включаются в действие даже не аплодисментами, а ревом и свистом, нередко подогретыми горячительными напитками. Это уже не концерт авторской песни, по мнению некоторых, а грандиозное супершоу, живущее по закону толпы, где ценят только умеющих ошарашить, оглушить или рассмешить. Нелицеприятное решение жюри для непризнанных и отвергнутых конкурсантов становится зачастую личной трагедией. Составители концертной программы вольно или невольно вынуждены идти на поводу у толпы, попсовые вкусы которой оставляют желать лучшего. Получается, что многим талантливым поэтам, авторам музыки на главном фестивале авторской песни сложно самореализоваться. Они могут показать мэтрам свои песни и стихи только на творческих мастерских, для которых у корифеев очень мало времени и места. Присутствие на фестивале людей, не связанных с авторской песней, преследующих цели различных социальных и государственных сил, идет в разрез с целями авторской песни как таковой.