Всеэто, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам. По счастью, с детьмизальцбургского органиста ничего подобного не произошло. Этому в немалой степениспособствовал отец - Леопольд Моцарт. Опытный педагог, он хорошо сознавал"что, как ни велика музыкальная одаренность его детей, без упорного,настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть.
"Детимои одарены таким талантом,- писал в одном из своих писем Леопольд Моцарт,-что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания.Каждая потерянная минута - потеряна навеки... Но вы знаете, что дети моипривыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы - я бы умер сгоря".
Однакона здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступленияотражались плохо. Силы их расходовались беспощадно, к тому же брат и сестрачасто болели.
Вноябре 1766 года, с триумфом выступив в Париже, ряде городов Швейцарии,Германии, семья Моцарта вернулась в родной город Зальцбург, пробыв за границейпочти три с половиной года.
Тотчасже по возвращении домой отец возобновил с детьми серьезную и планомернуюработу. Продолжались занятия на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучаласьмузыкальная композиция. Успешно шли занятия также арифметикой, историей игеографией. Кроме того, Вольфганг приступил к изучению латыни и итальянскогоязыка. В те времена для композитора это было обязательным.
В1767 году Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юнойэрцгерцогини Марии Иозефы с неаполитанским королем. Учитывая благоприятныймомент, Леопольд Моцарт в сентябре выехал с семьей в столицу Австрии. Нопоездка оказалась мало удачной. В Вене открылась страшная эпидемия оспы.Пришлось спешно вывезти детей из города. Нашлись друзья, предложившие семьеМоцартов пристанище в Моравии. Но было поздно. И брат и сестра заболели оспой втяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишьчерез десять дней зрение стало восстанавливаться.
Вянваре 1768 года семья вернулась в Вену. Однако интерес к игре брата и сестрысо стороны венской публики теперь заметно остыл. Мало кто приглашал их в свопсалоны. Только русский посланник князь Дмитрий Михайлович Голицын остался веренсвоей симпатии к маленьким зальцбуржцам. Устроенный в его дворце специально дляВольфганга и Наннерль концерт прошел с большим успехом, и это отчастивознаградило юных артистов за равнодушие венских аристократов.
Благодаряхлопотам друзей Вольфгангу удалось выступить при дворе. Сочинения Вольфгангапонравились новому австрийскому императору Иосифу II, и он выразил желаниеуслышать одно из произведений 12-летнего композитора на сцене венского оперноготеатра. Получение заказа на оперу было большой удачей. Остановились на веселой,забавной пьесе "Притворная простушка". Вольфганг с увлечениемпринялся за работу над оперой.
Помере того как создавались отдельные ансамбли и арии, композитор показывал ихбудущим исполнителям своей оперы. Попутно он вносил в партитуру необходимые изменения,чутко согласуй их с особенностями голоса того или иного певца. Все шло хорошо,и работа уже подвигалась к завершению.
Нотут начались неприятности. До этого времени выступлениям юного музыкантасопутствовали удачи. Все восхищались им как забавной игрушкой. ТеперьВольфгангу уже двенадцать лет. Скоро он станет опасным соперником для своихсобратьев-музыкантов. Шутка ли, если уже в этом возрасте он начнет сочинять иставить оперы? Нужно во что бы то ни стало помешать постановке "Притворнойпростушки". Те самые композиторы, которые недавно еще восхищались чудо -ребенком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Ссылаясь намнение приезжих итальянских маэстро, они утверждали, что маленький Моцарт пишетмузыку не сам. Вся затея с заказом оперы 12-летнему мальчишке - сплошнаямистификация и обман. Это хитрый зальцбургский органист сочиняет вместо сына,выдавая свою работу за творчество ребенка, с целью сделать ему карьеру!
ЛеопольдМоцарт был вне себя от досады и негодования. Генеральная репетиция так и несостоялась. Дирекция театра отказалась заплатить обещанные за оперу 100дукатов. Поражение было полное.
Зато5 января 1769 года в доме доктора Месмера силами певцов-любителей состояласьпостановка маленькой комической оперы Вольфганга "Бастиен иБастиенна". Произведение это пленило всех очаровательной мелодичностью,близостью к интонациям австрийской народной песни. А по возвращении Вольфгангав Зальцбург архиепископ, живо принимавший к сердцу его успехи и огорчения,приказал музыкантам своей капеллы разучить оперу "Притворнаяпростушка".
Операэта и теперь ставится 5 Зальцбурге. Произведение 12-летнего мальчика слушаютмногочисленные туристы, приезжающие посетить Зальцбург - "городМоцарта".
В1770 году Леопольд Моцарт везет сына в Италию. Концерты Вольфганга витальянских городах сопровождаются шумным успехом. Программы, с которымивыступает 14-летний подросток, поражают обширностью и сложностью. В нихдемонстрируется не только техника игры на клавире, но и замечательноекомпозиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации.
ВБолонье Моцарт выдерживает сложный экзамен по композиции и местнаяФилармоническая академия избирает его своим членом. В свою очередь дирекцияоперного театра в Милане заказывает ему оперу "Митридат, царьПонтийский" (по трагедии Расина). Сочиняя ее, юный композитор сознательноориентируется на стиль тогдашней итальянской "серьезной" оперы (operaseria). Опера ставится 20 раз подряд при переполненном зале. Большинство арийповторялось на бис. Не меньший успех имеет двумя годами позже и вторая операМоцарта "Лючио Силла". Однако постоянного места в Италии юномумузыканту получить не удается.
Темвременем в родном Зальцбурге происходят события, которые принесли семье Моцартановые огорчения. Год назад скончался прежний правитель города. Местоархиепископа зальцбургского занял теперь граф Иероним Колоредо. Этот угрюмый инадменный правитель не терпит оперной музыки. Он полагает, что подчиненные емумузыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как писаниеопер, да еще для заграничных театров. Моцартам (отцу и сыну) было данопредписание спешно вернуться в Зальцбург.
Вмарте 1773 года Вольфганг навсегда покидает Италию. Счастливая пора детства,полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд набудущее, остается позади. Начинается новая полоса жизни.
Вольфгангу17 лет. Это невысокий, худощавый юноша с тонкими, хотя и не очень правильнымичертами лица, с крупным носом. Выражение его подвижного лица изменчиво. Большиесерые глаза смотрят серьезно и задумчиво. Но когда они загораются огнемтворческого воодушевления, лицо становится прекрасным. Однако в расцвете своегоогромного таланта Моцарт под давлением обстоятельств обречен на прозябание вмаленькое захолустном городке.
Всетяготит здесь юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичногоархиепископа, чванство местной аристократии косность обывателей. Нет вЗальцбурге ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интереснымиобразованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писатьдля кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещено. День его начинается впередней архиепископа, где он с другими слугами ожидает приказаний. Вечеромюноша выступает в качестве клавесиниста в закрытом концерте или же как скрипачучаствует в исполнении симфонии.
Носерьезные занятия композицией продолжаются. Молодой музыкант встает срассветом. Для творческого труда утренние часы самые лучшие. Теперь он пишетглавным образом инструментальную музыку: симфонии и сонаты, веселыедивертисменты, приветственные серенады для исполнения на открытом воздухе.Именно в эти годы постепенно формируется неповторимый моцартовскпй стиль.Богатые художественные впечатления, полученные за годы путешествий в разных странах,сочетаются в его произведениях со все более заметным проявлением творческойсамостоятельности.
Поприказанию архиепископа юноше приходится писать много церковной хоровой музыки.Есть в этом и привлекательная сторона: подобные сочинения тут же разучиваются иисполняются. Это неплохая подготовка для создания в будущем величественныххоровых оперных сцен... Но все же после итальянских триумфов сочинять одни лишьмессы скучно.
Единственнаяотрада - драматический театр. Каждый свободный вечер отец с сыном - в театре.Антрепренер зальцбургского театра.
В1774 году выходит роман в письмах "Страдания юного Вертера" Гете. Этопроизведение принесло молодому автору европейскую славу. Смелая новизна романазаключалась в том, что глубоко личные переживания героя теснейшим образомсплетались с неразрешенными противоречиями общественной жизни. Юноша светлогоума и большого сердца, Вертер уходит из жизни. Причиной тому не тольконесчастная любовь, но и разлад с окружающей действительностью. Тем самым вромане осуждался существующий общественный порядок.
Нетолько литераторы, все молодые поэты и художники того времени стремилисьнавстречу новым веяниям. Среди них - и Моцарт. В своих юношеских творениях онживо и непосредственно откликается на тревоги и сомнения, волнующие егосовременников. Это слышится уже в новых четырех симфониях 17-летнегокомпозитора. Наиболее удачно и своеобразно произведение этих лет - Симфониясоль минор (№ 25).Скорбные, страдальческие переживания сменяются в ней неистовывзрывами чувства, мятежным и страстным протестом. Симфония эта не была понятазальцбургской публикой. Не пришлась она по душе и отцу композитора. ЛеопольдМоцарт спрятал симфонию подальше и никому не давал ее переписывать. По этомуповоду он писал сыну: "То, что не делает тебе чести, пусть лучше остаетсянеизвестным. Поэтому я ничего не отдал из твоих симфоний, так как знал наперед,что в более зрелые годы, когда благоразумие возрастет, ты будешь рад, что их ниу кого нет".