Смекни!
smekni.com

Программа обучения игре на народных инструментах (балалайка) (стр. 1 из 3)

Автор : Лычева Н.В.

Управление образования г. Новороссийска

Муниципальное внешкольное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества г. Новороссийска»

…Балалайка – инструмент любительский : таким он и должен быть , в этом сила балалайки и её значение ; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания …

В. В. Андреев

Пояснительная записка

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений ) по классу балалайки Москва 1962г. и Москва 1988г.

От прежних программ она отличается вводным разделом, включающим в себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, новым разделом : «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения.

Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принцципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том , чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , кто класс этот составляет, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.[1] Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил : «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное тврчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности не разделимы.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя».

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог , дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.

В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.

Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.

«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…»

«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив таким образом исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…»[2] Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников ( их свыше пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты : З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на балалайке и его рост, чему в значительной степени способствует включение балалайки в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение балалайки в сфере художественной самодеятельности.

В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ, Дтв-ва) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на балалайке. Классы балалайки призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса балалайки должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.

В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 прjграмма для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д.

Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепьяно). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:

Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;

Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.

Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, муз. литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по муз. литеретуре (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу . Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).