Смекни!
smekni.com

Музыкальные способности и методы их развития (стр. 8 из 11)

В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом.

Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации.

Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.

Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату.

И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных

Затем с произвольным текстом

Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании.

Далее

Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку:

Параллельное движение

Я освою, без сомнения,

В левой пальцы – третий, первый,

В правой – третий, как и в левой.

Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья».

Направленность движений рук передается словами:

Все куда-то разбежались

Заскучали и примчались

Левая рука правая рука

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении

(то есть аппликатура – зеркальна)

5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5

Образно передается темп гамме с помощью стихов:

Очень медленно и тихо

Здесь прошла одна слониха. (темп медленный)

А за ней бежит слоненок,

Заплетается спросонок. (темп быстрее)

Пальцы ставлю по порядку,

С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее)

Если можно, чуть быстрее,

Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы

Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе

Все как следует сыграли!

Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке;

отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее),

аппликатуры, с использованием словесных подсказок,

осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались),

В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ:

методическое назначение

№ 1 № 1

Ветерок игриво (отрабатывается плавность

Листьями звенит, в игре legato)

Плавно и красиво

Музыка звучит

№ 2 № 2

Мяу, мяу – серый кот (отрабатывается пиано)

Спел так тихо и без нот.

Мяу, мяу, - эту песню

С ним котенок пропоет

№ 3 № 3

Нежно песенку пою, (исполнение dolce – нежно)

Очень музыку люблю

№ 4 № 4

Баю, баю, баю, - бай (в характере колыбельной)

Спи мышонок, засыпай

№ 5 № 5

Цапля важная прошла (отработка legato в скачках

И лягушку не нашла на октаву, терцию)

А с лягушкой – лягушонок,

Он расплакался спросонок

№ 6 № 6

Упражнение играю, (стихи помогают понять

Свои пальцы обучаю, назначение упражнений

Надо их тренировать и необходимость

На legato все играть тренировки пальцев)

№ 7 № 7

Мяу, мяу, мама - кошка! (отработка legato на 5

Что случилось, милый крошка? пальцах, осмысление

Я залез под эту шляпу, регистровки в работе

Зацепил за нитку лапу! рук)

Позову скорее папу,

Он поднимет эту шляпу.

№ 8 № 8

Побежали за ворота (развитие беглости

И увидели енота пальцев в игре legato)

Испугался сам енот,

Убегает от ворот.

№ 9 № 9

Не смотри на цифры хмуро (отработка смены

Поучи аппликатуру. позиции в гамме)

Ты узнаешь очень скоро

Пальцы гаммы – до мажора

№ 10 № 10

Листки падают, с ветром закружатся, (отработка аппликатуры в

С гаммою пальчики скоро подружатся. прямом движении в гамме

Я подскажу им: здесь в левой на первый, с помощью повторения

А в правой – на третей, второй и на первый звука с подсказкой

аппликатуры в стихотворном

тексте)

Проблема освоения нот в басовом ключе была очень быстро решена с помощью стихотворения И.Д. Перфильевой:

Ты басы запомни точно:

Соль, си, ре, фа, ля – построчно,

Между - ля и до, ми, соль,

Си – над всеми как король.

Все эти упражнения и отрабатывались с ученицей в ходе практики. Результаты диагностики представлены в таблице:

Музыкальный материал Отработка legato без текста Отработка legato с использованием декламации
Упражнение на legato1. «ветерок игриво» Нет выразительности, плавности в игре. Появилась выразительность, плавность, ровность
2. «Мяу, мяу серый кот». Нет пиано Отработка пиано пошла успешнее
3. «Нежно песенку пою» Исполнение грубое, нет певучести Созвучно тексту, исполнение получилось певучим, нежным, плавным
4. «Цапля важная прошла» Много ненужных лишних движений рук Движения рук более сложные
5. «Баю – баю» Не в характере, нет legato Непрерывное legato, появился характер колыбельной
6. «Упражнение играю» Нет четкости, ровности в игре Четкость, ровность, непрерывность в звучании
7. «Мяу – мяу, мама – кошка» Одинаковая окраска тембровая Игра рук по ролям дала разную тембровую и динамическую окраску
8. «Побежали за ворота» Нет четкости Появилась четкость, пальцы играют более слаженно
9. «Не смотри на цифры хмуро» Не выходит смена позиций пальцев Смена позиций отработана хорошо
10. «Листки падают» «путаница» в аппликатуре Подтекстовка помогла сориентироваться в аппликатуре

Как видно в таблице, декламационный метод дал существенно другой качественный результат.

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод о том, что метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает высокий результат. Наблюдая это в работе со своей ученицей и другими учащимися сектора педагогической практики, я отметила много положительных моментов от применения данного метода.

Вывод: в процессе самонаблюдения и самодиагностики мы апробировали декламационный метод с позиции полезности в развитии музыкальных способностей, в частности ритма и музыкальной памяти, и пришла к выводу о том, что данный метод весьма желательно использовать в практике работы пианиста. Изучив метод с позиции полезности саморазвитии музыкальных способностей, мы решили исследовать эту тему в практике работы с начинающими пианистами. Для того, чтобы эта работа велась более целенаправленно, необходимо специально подготовить материалы. Итак, в продолжении исследования мы решили изучить по разным источникам имеющиеся методические материалы по использованию стихотворных текстов в практике обучения начинающих пианистов систематизировать их и, возможно попробовать составить комплект.

2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению.

Обучение по дополнительной специальности «Начальная инструментальная подготовка (фортепиано)» позволяет мне подробно изучить методическую литературу, в том числе по теме исследования. Среди всего перечня имеющихся методических пособий мы выбрали те, в которых так или иначе присутствует декламация как одного из средств обучения начинающих пианистов. Оказалось, что таких материалов немного. Это вызывает удивление, поскольку на начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать и стихотворные тексты, что способствовать повышению интереса ребят к занятиям и, вероятно, поможет лучше усвоить материал.

Термин «декламационный метод» пока не обозначен в методической литературе, он сформирован преподавателем. Перфильевой И.Д. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Примеров в учебнике по этой теме нет. Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная азбука», где они имеют определенную методическую направленность – на изучение нотной грамоты. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. А.Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих.

А.Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лека Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) – «Где ты, Лека?, соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):