Смекни!
smekni.com

История русского рока (стр. 3 из 7)

Но…

Спросите людей, чья молодость пришлась на 70-80-е годы:

-Чья музыка звучит у вас в сердце?

-Музыка «Машины Времени».

-Строки из каких стихов вы вспоминаете по несколько раз на дню?

-Стихи из песен «Машины Времени».

Что же так привлекает в творчестве «Машины»? Прежде всего, актуальность. Родство с эпохой, ее отображение в стихах и музыке… Альтернативность по отношению к официальной музыкальной доктрине.

Кто-то должен был сказать:

«Свет. Красок на свете нет.

Есть только белый свет.

Город твой, словно корабль,

Льдами захвачен в плен…

Я знаю один секрет –

лед скоро сойдет на нет…»

Четко отражено положение поэта в СССР – «Рыбка в банке»… Машина Времени – пела о том, о чем все думали, все знали, но сказать было невозможно… Страх, вселенский страх, забитость, а порой и безразличие… Русский народ терял лицо, МИФ правил эпохой. И вот студент «архитектурного» (был такой на улице Жданова), спел «Битву с дураками». Безобидная песенка разделила людей на тех, кто борется и тех, кто смирился… И каждый понял, что он давно в партии «смирившихся». Затем был «Флюгер»:

«…И вскроется суть

Он сам когда-нибудь,

Укажет ветру путь,

Которым дуть».

Ведь если даже флюгер, обреченный всю жизнь крутиться по воле ветра хоть раз может повернуться туда, куда он сам хочет, а не туда, куда дует ветер, куда несет всех… безликую толпу. Каждый понял, что пусть он и не взбунтовавшийся флюгер, то хоть не один «неправильный» «В круге света».

Кто мог тогда встать в полный рост и сказать: « Развитой Социализм?.. Да вы посмотрите на мир не через телевизор и партийную ячейку»??? Заслуга «Машины» в том, что она первая вышла на сцену, наиболее почитаемое место той эпохи, и просто, ни от кого не скрываясь, никому не кланяясь, спела о том, что мир прогнил и позвала всех, кто еще в силах, «кто не тля», с собой под знамена Рока, свободомыслия, совести и будущего. «Бунтарство» в музыке, «новаторство» в стихах – не это ли есть признак нового культурного витка? Ведь можно определить культуру как некую субстанцию, отражающую общество, личность, природу наконец. Машина Времени – своеобразный общественный барометр. Как только кризис, тяжесть на плечи, « и нет ни слов, ни музыки, ни сил», человек вспоминает «Свечу»:

«И пусть сегодня дней осталось мало

И выпал снег, и кровь не горяча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.»

Если же все в порядке, если есть цель, есть рядом руки друзей и есть жажда прекрасного, тогда нужно сохранить эту душевную красоту и гармонию, защитить ее.

« Как легко решить, что ты слаб,

Чтобы мир изменить

Опустить над крепостью флаг

И ворота открыть.

Как легко знать, что ты в стороне,

Что решаешь не ты.

Пусть другие побеждают в войне

И сжигают мосты.

Полпути позади и немного осталось

И себя обмануть будет легче всего

От ненужных побед остается усталость

Если завтрашний день не сулит ничего.

И как трудно стерпеть и сберечь все цветы,

И сквозь холод и мрак

поднимать на мачте мечты

Свой единственный флаг».

Но было бы кощунственным говорить о «Машине Времени» только как о «рупоре эпохи». Есть множество стихов просто красивых, порой беспечных, несущих в себе лишь красоту, как природную, так и душевную. Красота, воздушность, доходчивость, отсутствие неудобоваримых оборотов и эпитетов, присущих рок-культуре в целом создают тот самый, легко узнаваемый с первых аккордов стиль.

Машина Времени – своеобразный Пушкин русской музыки. Та же близость к народной речи, чистые, почти совершенные эпитеты, законченность фраз и вместе с тем, ненавязчивый подтекст.

Такой стиль обеспечил прямо-таки соперничающую со скоморохами популярность в народной среде. Не будет лишним отметить и явную неприязнь со стороны власти. Это – и «разоблачающие статьи», вроде «Рагу из Синей птицы», и запреты концертов, и просто глупое нежелание признавать само существование группы.

Ценность такого отношения в том, что именно такая разница между народной любовью и официальным признанием является оптимальным способом выявления самого дорого, самого вечного в нашей многострадальной стране. «Машину» выделяет из общей массы, придает ей ценность также и внимание к, так называемым, непреходящим ценностям. Причем, система ценностей, предлагаемая «Машинистами», носит законченный и глубоко продуманный характер.

Самый распространенный путь российского интеллигента – от первого шага, до момента столкновения с общественным непониманием («Закрытые двери»). Результаты же борьбы за собственное мнение представлены в «Лире», «Старом Корабле» и «Летучем Голландце». Таких цепочек можно выделить великое множество и каждый находит себе свою, близкую, отражающую именно его душу.

Как культурное явление, творчество музыкантов «Машины Времени интересно, на мой взгляд, кроме всего вышесказанного, своим «многоуровневым» подтекстом, допускающим неограниченное количество толкований. Оригинальный, казалось бы невозможный, синтез театра и войны обеспечивает связь эпохи «Борьбы с мировой буржуазией» и «Новым Временем». При личностном подходе, данная строчка иллюстрирует взросление личности, отказавшейся от внешнего мира как командира и иконы. Символист увидел бы здесь – пройденный путь, философ – всеохватность. Отдельных слов заслуживает часть творчества группы, посвященная человеку и его внутренним переживаниям. Эти песни посвящены сильным и глубоким личностям, подомным Саваофу Бааловичу Одину у братьев Стругацких; личностям, достаточно сильным для понимания мира, постигших Белый Тезис, позволяющий творить любые чудеса, при условии, что никому не будет нанесен вред…Примером могут служить «Сколько лет, сколько зим», «Ветер надежды», «У свободы недетское злое лицо».

Ко всему вышесказанному хочется добавить то, что «Машина Времени» – наши современники, а значит последнее слово еще не сказано, не написана последняя строка, не взят последний рубеж, что дает основание предполагать, что группа продолжит свой звездный путь к новой вершине.

... «Машину Времени» любили, не любили, хвалили, ругали (за тенденциозность и беззубость), но равнодушным ни был никто. Не было, наверное, человека, вырасшего на просторах СССР в 80-90-е годы, кто бы не знал это имя. Их песни пели, слушали, разбирали, критиковали. Много было тех, кто сомневался в поэтических и музыкальных дарованиях Андрея и его команды. Но песни знали все, даже те, кто их откровенно презирал (или делал вид?)...

«ЧАЙФ» . История группы.

Годом зарождения группы, которая позже стала называться Чайф, Владимир Шахрин считает 1976 год - именно тогда в 10-й класс 36-й школы города Свердловска, где учился Шахрин, пришел новый ученик. Звали его Владимир Бегунов, и вскоре он легко и непринужденно влился в школьный ансамбль. С этого момента длился так называемый период созревания. Владимир Шахрин и Владимир Бегунов играли в месте в школьном, а затем в студенческом ансамбле. После окончания школы, учась в Свердловском строительном техникуме, коллектив практически каждую неделю играл на танцах. Шахрин считает. что эти 3-4 часовые выступления дали отличную школу концертной практики. В 1978 году Шахрин и Бегунов ушли в армию. С того времени они ежегодно отмечают День Пограничника.

В 1984 году при ДК Горького собрались Владимир Шахрин (гитара, губная гармошка, вокал), Вадим Кукушкин (панк-труба), Олег Решетников (перкуссия, барабаны), Владимир Бегунов (бас-гитара). Они стали первым составом группы. "Тогда Вадик Кукушкин впервые произнес слово "Чай-ф", которое относилось к тому напитку, который мы заваривали через кофеварку "Бодрость", засыпая туда чайную заварку. Это называлось собраться на "чай-ф", - рассказывает Шахрин.

Первый концерт группы под вывеской Чайф состоялся 29 сентября 1985 года в ДК МЖК. Этот день и считается Днем

Рождения Группы Чайф. Первый магнитоальбом назывался ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ДЫМУ и состоял из двух частей. Первая записывалась на квартире уральского прозаика Андрея Матвеева дуэтом Шахрин и Михаил Перов (гитарист группы Трек). Вторая часть писалась на квартире Шахрина составом Шахрин-Бегунов-Решетников при поддержке Вадика Кукушкина. В июне 1986 года на первом фестивале Свердловского Рок-Клуба своим сногсшибательным выступлением группа снискала уважение коллег и безграничную любовь публики. К группе присоединился басист Антон Нифантьев. Чайф приобрел электрическое звучание.

Осенью 1986 на репетиционной базе Чайфов живым звуком был записан альбом ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ В СВЕРДЛОВСКЕ. В записи приняли участие Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Алик Потапкин, Егор Белкин, Владимир Огоньков, Алина Нифантьева и многие другие Свердловские Музыканты. Оригинальная запись этого уникального бардака, к сожалению, утеряна. Сейчас группа принимает титанические усилия в поисках наиболее качественной копии альбома для её реставрации и последующего издания.

В 1987 на место Решетникова прглашается один из лучших барабанщиков Свердловска Владимир Назимов (экс-Урфин Джюс). Чайф увозит приз зрительских симпатий с заграничного фестиваля из города Рига и осенью записывает сразу два альбома ДУЛЯ С МАКОМ и ДЕРЬМОНТИН. Помимо первой премии на конкурсе журнала Аврора эти альбомы принесли всероссийскую известность уральской четверке. У группы начался активный гастрольный период.

В 1988 году на место ушедшего в Наутилус Назимова приходят барабанщик Игорь Злобин и гитарист Павел Устюгов. Раньше оба играли в хард-рок-группе. Звучание Чайфа заметно потяжелело, что не было естественным для него. Этот год был зафиксирован на пленке зальным альбомом ЛУЧШИЙ ГОРОД ЕВРОПЫ. Основные события 1989 года - это Рок Чистой Воды (музыкально-экологический агитпоход по реке Волга) и появление за барабанами старинного армейского дружка Валерия Северина. Традиционно (по-Пушкински) осенью в Питере Чайф записывает альбом НЕ БЕДА. В первый раз запись была на многоканальный магнитофон и с музыкальным продюсером. Стараниями Андрея Бурлаки альбом выходит на фирме Мелодия на виниле.