"Паровозом изо рта в рот". Возникает двойственное восприятие этой строчки:
1. Паровоз - сочетание стихий огня и земли.
2. Именно благодаря паровозу изо рта в рот возникает этот мир, созданный наркотиками, воспалённой фантазией.
Сочетание четырёх первоначал - воздуха, воды, земли и огня - создаёт космос, Вселенную, по мысли философа Эмпедокла. "Этой ночью ты будешь сладкой, как мёд" - фантазия, нечто потрясающее. Мёд - вязкая, податливая субстанция. Создаётся плавность, некоторая текучесть движения. Вкушаемая любовь. Время постепенно перетекает, превращается в девушку. Это безумный мир, не прекращающий своего движения, оживающий и существующий ночью.
"Из навигационных систем, из перерезанных струн, из растревоженных ульев". Навигация - наука о способах выбора пути. Навигационные системы помогают выбрать нужную дорогу.
"... из перерезанных струн" - как будто из вен (даже по рифме подходит систем- вен). Но эти вены - не настоящие. По ним не течет кровь. По ним течёт музыка.
"Растревоженные улья..." . Улей - дом пчёл, созданный руками человека. Возможно, растревоженные улья здесь символизируют разрушенный мир обыденности, реальности. Хаос. В древности философы под хаосом понимали первопотенцию, начало всего живого. Из хаоса образуется гармония, вознмкает мир. Вновь проскальзывает тема мёда. "Мотоциклетная цепь ползёт из тени на цвет". Цепь уже не держит путь, а ползёт. Она устала, придавлена к земле. Она выползает из навигационных систем, из перерезанных струн, из растревоженных ульев, то есть, из тени. На цвет. Из ночи (времени существования этого безумного мира) в день. Интересно то, что здесь нет привычного противопоставления тень - свет. Есть цвет. Тень - что-то тёмное, расплывчатое, не имеющее своих очертаний, что-то что не может существовать само по себе. Цвет придаёт вещам форму, возвращает реальность (но и даёт тени существование). "И вкус твоих поцелуев" - вкус мёда на губах - единственное, что остаётся от исчезнувшего мира.
Мотоциклетная цепь. Она движется по кругу, а значит - бесконечно. Мир будет исчезать и появляться вновь. Как смена дня и ночи. У меня создалось впечатление, что этот мир - один большой организм,который живёт, движется. Огромная кровеносная система. Удивительно точно передаёт настроение, жизнь песни музыка: всё течёт, меняет свои очертания (отсюда - повторяющаяся тема мёда, как нечто податливого, текучего), плавно переходит из одного состояния в другое. Как у Кортасара в "Ленте Мёбиуса" (хотя этот рассказ ассоциируется у меня с одной из любимых песен "Мария и Хуана").
Сказка и реальность песни "Терпсихора"
Меня морочит злая кровь,
Моя весна вернется вновь,
Туда, куда ты так хотела.
Л. Федоров.
Прежде всего, хотелось бы дать определение термину "сказка".
Это понятие взято в более глубоком, расширенном понимании. Сказка - миф, мечта, ирреальное, чудесное и ,увы, зачастую несбыточное. Иррациональное, удивительное, оторванное от реальности.
Песня построена на противопоставлении мечты (сказки) и реальности, которые не могут сосуществовать друг с другом.
I
Начало песни - это: "Странные игры ведет со мной Терпсихора". В этой строчке уже появляется главная героиня - античная муза танца. Танец - это пластика, гармония души и тела, выражение духовного настроя. Искусство движения, экспрессия. Странные игры ведет муза. Игра - это несомненная загадка, мистика. Игра воображения, породившая прекрасное видение. Терпсихора - хозяйка этой игры.
Следующая строка разрушает воздушность, мистику. "Все время танцует передо мной абсолютно голой". Появляются временные рамки, а точнее, их отсутствие. "Все время" - длительность, повторяемость, может быть, надоедливость, не прекращающееся движение. Муза абсолютно голая. Подчеркивается полное отсутствие одежды. Нагота - это красиво (в античности люди любили свои тела и не стеснялись их; существовало понятие калокагатии - гармонии духовной и физической красоты). Это чувственность, откровение. По мнению Д.С. Лихачева, нагота - освобождение от грехов, забот, суеты мира, святость. Но нагота может быть и пошлой.
"Танцы в постели" - сочетание высокого (искусства, гармонии) и низкого (плотской любви). Низкое пытается стать высоким: "в потолке, на столе". Но попытки взлететь не увенчиваются успехом. Необычному полету мешают обычные вещи, предметы обихода: потолок мешает увидеть небо, стол придает ощущение приниженности, реальности, обыденности.
"Что нас тянет друг к другу столько лет". Неведомая сила влечет героев, как магнит. Сказочная сила, не дающая возможность подчиниться разуму. Опять возникает время. "Столько лет" - бесконечность. Как в сказке: они жили долго и счастливо. Как долго - неважно. Важно то, что они вместе, и никого, кроме друг друга им не нужно.
II
Интересно то, что на протяжении всей песни ни разу не упоминается слово "любовь". Есть либидо - научное определение любви. Психическая энергия, сексуальное влечение. Любовь - механизм, танец в постели, сексуальное удовлетворение. Не для другого, а для себя.
"Это либидо лежит на дне бензобака". Оно бездействует. Не возникает в герое, не влечет его, не побуждает на какие-то действия. Оно внизу, на дне. Бензобак - огнеопасное место. Огонь - символ страсти (он может быть адским, всепоглощающим, но может быть и Божественным, очищающим). При попадании искры в бензобак все взорвется. Проснется страсть, либидо. Но бензобак - это же и часть машины, механизма (героя??). Сочетание живого и неживого (огонь загорается искусственным путем).
"Об этом знает любая аспирантка филфака". Почему аспирантка, а не студентка, например? Опять всплывает образ науки. Наука - систематизация. Человеку свойственно все упорядочивать, систематизировать даже то, что систематизации не подлежит, то есть, чувства. Филфак - тоже систематизация, но языка, его анализ. Стоит заметить, что филфак может быть не филологическим, а философским факультетом. Философия дословно - это любовь к мудрости (то есть, к разуму, а не к чувствам). Это поиски смысла жизни.
Далее вновь упоминается имя музы: "Терпсихора не в курсе, Терпсихора права". "Не в курсе" - это потеря пути, неизвестность, отсутствие направления, недоумение (таинственность). "Терпсихора права" - признание того, что ничего нет. Надо жить так, как живешь, наслаждаясь каждым мигом.
"Она льет спирт по бокалам из рукава" - прямая ассоциация со сказкой Пушкина о превращении, о прекрасной царевне, мечте. Спирт по бокалам - попытка совместить несовместимое. Спирт обычно пьют из стаканов. Бокалы - романтика, возвращение в прошлое. В данном случае это - претензия на высоту при ее отсутствии. Спирт - алкоголь, дающий забвение, беззаботность, осуществление мечты, рай.
III
"Утром в крови будет пять промилле" - безумное количество алкоголя. Кончилась ночь - время сказки, исполнения желаний. Все прошло, исчез сон, наступила реальность.
"И бензиновый датчик опять на нуле" - герой исчерпывает себя. Страсть, огонь улетучивается. "Опять" - повторяемость всего происходящего. Так будет всегда.
"Ничего не случится с той, на кого я смотрю". Повседневность дает уверенность во всем происходящем.
"Терпсихора танцует, а я пою" - это как заклинание, выход душевной энергии. Но увы, песня заканчивается упоминанием времени, бесконечностью.
"Ты все танцуешь, я все пою". Словечко "все" придает чувство безысходности. Обращение к Терпсихоре в самом конце песни - обращение к мечте, возможно, призыв о помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С концом советской власти рок из полузапретного искусства вдруг превратился в модную музыку (а значит, и в ходкий товар).Бунтовать было уже не так интересно, и даже уход в себя сразу стал не общественно значимым поступком, а частным делом. К такому повороту событий рок не был готов. По мнению известного рок – музыканта А. Липницкого, к самому концу ХХ века возникла слабая надежда, что славная эра российской рок – музыки и рок – поэзии не уйдёт окончательно в прошлое: с появлением таких групп как «Мумий тролль», «Сплин», «Мультфильмы», «Кино» в концертные залы стала возвращаться молодёжь.
Список литературы.
«Энциклопедия для детей» изд. «Аванта +», Москва 2000 г.
А. Макаревич «Всё очень просто».
Сайты в Интернет:
www.mashina-vremeni.com
www.chaif.ru
www.splean.ru