Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:
- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);
- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.
Для многих специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» заключается в самом его названии. Конечно, в музыкальной школе преподается более глубоко и разносторонне (сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория, хор – для этих предметов отведены специальные уроки). Одно только занятие специальным инструментом говорит само за себя. Но затрагивает ли такое различие сущность специфики профессии? Ведь в наше время повсеместно появляются школы с углубленным изучением музыки. И профессионал, и учитель массовой школы учит детей одному и тому же – музыки.
Думается, что различие в содержании профессионального музыкального образования и массового не является существенным для специфики профессии «учитель музыки общеобразовательной школы», а значит, это не сама специфика, а только одна из отличительных черт профессии – не более.
Однако в научно-теоретической литературе существует и другая позиция, благодаря которой на долгие годы в массовом музыкальном образовании утвердился подход к преподаванию музыки как школьного предмета. Суть такова: музыка преподается в школе, значит это – школьный предмет, который должен преподаваться так же, как все школьные предметы – на принципах общей дидактики. Правда, что музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет специфику – это не естественнонаучный предмет, а искусство, т.е. школьный предмет эстетического цикла. Как становится ясно в настоящее время, такое понимание преподавания музыки в школе привело к негативным последствиям, которые не изжиты и по сей день.
Дело прежде всего в том, что основным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса, протекающего на обще-дидактических принципах, является успешное овладение учащимися определенным комплексом знаний, умений и навыков. При таком подходе и цель музыкального образования, и его содержание (репертуар программ), и методика как средство его реализации были подчинены главному – обеспечить формирование разного уровня знаний, умений и навыков, которые, в свою очередь, были достаточно строго определены для каждого возраста и класса.
Моделью такого преподавания музыки в школе послужила система профессионального образования, что, в принципе, естественно и логично. Однако отсутствии такого важного элемента массового музыкального образования, как обучение игре на музыкальном инструменте, с одной стороны, и исключительно малое количество часов, отводимых предмету «Музыка» (в подавляющем большинстве школ это один час в неделю), с другой стороны, а также преимущественно коллективная форма занятий о том, что программа профессиональных музыкальных школ была внедрена в массовую школу в усеченном варианте. Сам учитель превратился поистине в универсала: он должен был (за один урок!) успеть научить детей элементарной музыкальной грамоте, привить навыки слушания музыки, осуществить ритмическое воспитание, дать сведения о произведениях и их авторах (биографии), выучить с детьми песенный репертуар, провести с ними анализ музыкальной выразительности и пр. Может быть, именно в этой универсальности и есть специфика профессии « учитель музыки общеобразовательной школы»?…
Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем».
Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных произведения. Активизации познавательных интересов учащихся способствует также создания учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников узнавать новое, преодолеть затруднения.
§ 2.Требования к учителю музыки
а) Общепедагогические и специальные способности необходимые учителю музыки.
Способности как индивидуально-психические особенности личности рассматриваются наукой в тесной связи с деятельностью. Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают взаимное влияние на саму деятельность, повышая ее качественный уровень.
Наиболее плодотворно развиваются способности в деятельности интересной и любимой. Это обусловлено развитием, обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность в ней; повышением объема и качества знаний и умений, связанных с совершенствованием этой деятельности.
Для осуществления той или иной деятельности необходимы свои, определенные способности. Они не являются каким-то единичным свойством, а входят в целостную систему свойств личности, обеспечивающих в итоге успех в конкретном виде деятельности.
Поскольку музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как общими, так и специальными способностями, рассмотрения требует и те, и другие, относительно профессии учителя музыки.
Педагогические способности являются не только предпосылками успешной деятельности учителя, но и своеобразным отражением ее структуры.
Индивидуальные особенности личности связаны с характеристикой профессиональной пригодности учителя, которые понимается как соответствие избранной профессии, интересов, склонностей, потребностей, индивидуальных черт характера. В процессе деятельности происходит постепенное изменении природных свойств человека применительно к требованиям этой деятельности и выявляются те качества специалиста, которые в дальнейшем составят структуру его личности. Так, в музыкально-педагогической деятельности образуется целостная структура личности учителя музыки, где музыкальные способности становятся необходимым и обязательным компонентом.
Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. Б.М.Теплов, изучая структуру музыкальных способностей, органически связывая их с общим развитием личности. Он впервые ввел понятия о музыкальности как систематическом выражении музыкальной одаренности и определил ее основные компоненты: эмоционально-эстетическом отношение к действительности, образное мышление, система музыкально-слуховых представлений, включая различные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и ритмическое чувство.
Особое место в структуре личности учителя музыки следует отвести мышлению как качеству, лежащему в основе его профессиональной деятельности.
При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации возникают прежде всего под воздействием реально звучащей или слышимой внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные образы. Представления о характере и качестве звучания, о тембрах и динамики музыкального произведения ассоциируются у музыканта с представлением о том, как найти нужное качество звучания, о тембрах и динамики музыкального произведения, какие использовать средства, чтобы передать возникший в воображении художественного замысла.
Музыкальное мышление следует понимать как специфический вид общечеловеческой способности мыслить. Закономерности мышления приобретают в музыкальной деятельности своеобразный характер в силу того, что отражения действительности происходит посредством обобщенных музыкальных образов. В основе музыкального мышления лежат музыкально слуховые действия, являющиеся комплексом взаимосвязанных музыкально-двигательных и зрительных представлений.
Б.М.Теплов подчеркивал огромную роль музыкально-слуховых представлений для любого вида музыкальной деятельности, которая включает в себя понимании логики построения музыкального произведения, его формы, структуры и помогает эмоциональному восприятию и глубокому проникновению в художественный образ, лежащий в основе произведения.
Накопление музыкально-слуховых представлений происходит на базе музыкального опыта, только человек с хорошо развитыми музыкальными способностями (муз.слухом) в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов, чувства ритма, музыкальной памятью, воображением и эмоциональной чуткостью может развивать их и у других, квалифицированно вести уроки музыки.