Смекни!
smekni.com

Принцип запрещения дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятий и его реализация в российском законодательстве (стр. 2 из 16)

В патриархальном российском обществе в женщине общественными институтами развивали те способности, которые позволяли ей успешно справляться с кругом домашних дел (способность к коммуникации, регулирование отношений между членами семьи и обслуживающим их персоналом, обслуживание семьи в пище, одежде, жилище, воспитание детей и контроль за их помыслами и поступками, поддержание стабильности в сознании и поведении подрастающего поколения). Эти устои поддерживались вплоть до 19 века, они во многом определили дальнейшее развитие женской ориентации в последующие годы.

Следующая стадия исторического развития расширила мир женщины. В ее орбиту вошла работа вне семьи. Содержание деятельности не особенно отличалось от домашней работы, но форма деятельности стала иной - женщина продавала свой труд, получая за это вознаграждение. С одной стороны, женщина получила известную автономию - от мужчин, а с другой - становилась объектом сверхэксплуатации на производстве. Свобода женщины заключалась в том, что к домашним обязанностям женщины добавились обязанности на производстве. «Занятость женщины могла рассматриваться как эксплуатация еще и потому, что вознаграждение за труд было мизерным и отличалось от заработков мужчин»[14].

В советский период нашей истории была достигнута практически всеобщая занятость женщин (92% от общего количества трудоспособного женского населения страны были заняты либо работой, либо учебой)[15]. Но всеобщая занятость женщин создавала лишь иллюзию их равенства с мужчинами. Это становиться очевидным, если учесть, что в советский период – время повсеместного и жесткого контроля – все же начали создаваться первые феминистические организации. Известная писательница и драматург Мария Арбатова в интервью журналу «Правозащитник» говорит о том, что «в 70-е годы было одно феминистское движение в Ленинграде - "Мария", и трех его женщин-руководительниц выслали мгновенно на Запад. С ними поступили жестче, чем с диссидентами…Это была первая феминистическая организация»[16]. Следовательно, ни о каком равенстве не могло быть и речи. Женская рабочая сила концентрировалась в феминизированных отраслях народного хозяйства, где условия труда были хуже, а заработная плата на 1/3 ниже по сравнению с другими отраслями. Миллионы женщин были заняты на вредных производствах и занимались малоквалифицированным не престижным трудом, который также оплачивался невысоко. За одинаковую работу мужчины и женщины получали одинаковую зарплату, одинаковую плату. Однако женский труд ценился гораздо ниже, чем мужской. Считалось, что мужчина должен содержать свою семью и его зарплата должна включать расходы на иждивенцев. Поэтому в феминизированных отраслях оплата труда была ниже по сравнению с мужскими отраслями. При этом незыблемым оставалось правило – «в профессиональной сфере женщины занимали в основном должности исполнительского плана, в сфере преимущественно физического труда - ниши неквалифицированной и мало оплачиваемой занятости».[17]

Сегодня в России сложилась совершенно иная экономическая ситуация, для выживания в которой необходимы условия, такие, как: высокий уровень современных знаний, наличие капитала, управленческие навыки работы, умение считать в свою пользу. По мнению Ирины Мужчининой, «женщины практически не соответствуют данной схеме. Во-первых, социальное положение женщин на старте реформ не позволило им обрести необходимый для соревнования в бизнесе капитал. Во-вторых, положение женщин в управленческой иерархии социалистического производства не способствовало составлению необходимого управленческого опыта. В-третьих, для женщин характерна законопослушность, следствием проявления которой именно женщины-предприниматели стали самыми добросовестными плательщиками налогов, что многих из них привело к банкротству»[18]. Плюс ко всему, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Следует отметить, что в российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин: «ее рассматривали как проблему исключительно юридическую»[19]. Отсюда исключительно правовой подход.

Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления. Поэтому мировое сообщество в лице правительств 190 государств, принимавших участие в IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине, признавая, что "неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются", подтвердило свою "приверженность к обеспечению полного осуществления прав человека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод"[20].

В сентябре 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР[21] провел специальное исследование, посвященное изучению отношения россиян к гуманитарным "общечеловеческим" проблемам. Исследование было проведено по всероссийской репрезентативной выборке (N=2000, 204 точки опроса) в 41 субъекте Российской Федерации. Для проведения опроса была выбрана форма обсуждения основных пунктов Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году и соблюдения в России основных прав человека. Полное соблюдение в России права на равную оплату за равный труд находят 12,8% участников опроса. Считают, что эта норма соблюдается частично, 38,3% опрошенных. То, что право на равную оплату за равный труд не соблюдается полностью, полагают 42,8% опрошенных. Затруднились с ответом на этот вопрос 6,1% респондентов.

Дискриминация по полу по мнению 10,4% респондентов встречается часто. Время от времени с ней сталкиваются 31,3% опрошенных. Редко дискриминация по полу существует в России по мнению 27,9% респондентов. Никогда дискриминация по полу не встречается в нашей стране по мнению 19,3% россиян. Затруднились с ответом на этот вопрос 11% участников опроса.

Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса "Труд. Занятость. Безработица", проведенный научным коллективом "ГАЛСИ" под руководством проф. Г.Г. Силласте, позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда (см. табл. 1 и 2).[22]

Как мы видим, слово и дело, положение "де-юре" и ситуация "де-факто", увы, как это часто бывает в российской действительности, находятся в вопиющем противоречии друг к другу. Но равноправие возможно лишь при обеспечении равных возможностей мужчин и женщин, а значит наличии права выбора.

Можно сделать вывод, что в течение времени проблема дискриминации по признаку пола по-разному оценивалась законодателем. Если изначально проблема как таковая вообще не признавалась, то в последствии феномен гендерной дискриминации был признан международным сообществом, и многие государства закрепили принцип равенства полов в национальном законодательстве. Данная тенденция закономерна, и появление самой проблемы неравенства полов связано с несоответствием между темпом социальных и экономических изменений и адоптацией к ним человека. Поэтому роль государства в регулировании социальных отношений, в том числе трудовых, очень важна. Однако из приведенного анализа социологических исследований следует, что одного положительного взгляда законодателя на данную проблему мало. Необходимо также, чтобы все законодательство было планомерно и в полном масштабе приведено в соответствие с принципом равенства полов в сфере труда, начиная с норм, касающихся оповещения о найме на работу и заканчивая нормами, посвященными ответственности нарушителей данного принципа. Конкретные предложения по данному вопросу будут приведены ниже.

§ 1. ПОНЯТИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ.

Суть правовой системы Российской Федерации можно свести к формуле «все равны перед законом и судом». В свою очередь равенство подразумевает под собой принцип равной защиты со стороны государства.