Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе-
регу моря,то есть на открытом воздухе.
У.-Художники- авторы увиденных вами произведений - любили работать на открытом воздухе.Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль, что живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления.Суть нового творческого метода точно выразил Э.Мане:"Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?
Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.
У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она
возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её
дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая предварительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздушности.
Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.
У.-Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами света". Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сияния до мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.
Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено скептически и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало новым художественным направлением в живописи, получив название "импрессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Моне "Впечатление.Восход солнца" (по французски impression - впечатление).
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве", подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессионизмом и музыкальным?
Д.-У композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает над линией.
Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздействием какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои переживания, а дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В музыке К.Дебюсси интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.
Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каждой из них в отдельности.
Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Испанской рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос: "Почему К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионистами?"
Ответы детей:
- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь, звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисовал картину Испанскои ночи.
- Композиторов К.Дебюсси и М.Равеля относят к композиторам - импрессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выражают в музыке свои впечатления. Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из глубины их души. И надо суметь услышать, почувствовать ее, следуя за ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только гармония цвета и света.
Композиторы - это тоже художники, только они рисуют свои чувства музыкой, а художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот краска и кисточка композиторов. Я считаю, что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами, потому что они сочиняли музыку по своим впечатлениям, чувствам. Поэтому музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту музыку. Она изображает различные картины (природы, или народного праздника) и в то же время несет в себе чувства, побуждающие сопереживать ей. Слушая "Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурного неба, я мысленно уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему происходящему, то вдруг становилось тоскливо и грусно. А в "Празднествах" я будто-бы была участником ночных гулянии в лесу и видела таинственное шествие.
Дебюсси и Равель, подобно художникам-импрессионистам, накладывают штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи - ноты в произведении, а краски - тембры музыкальных инструментов. Их сумма позволяет увидеть
что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны атомам, вместе они составляют молелулу, которая является ничтожно малой частью чего-то огромного и прекрасного.
В результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу возможно осуществить по следующим принципам:
а) от простого к сложному
б) от фортепианных сочинении к музыке для симфонического оркестра (возможно, и к вокально-хоровым жанрам)
в) возвращение к пройденному
г) сквозной характер рассмотрения материала.
2. Использование музыки импрессионистов на уроках в школе позволяет выйти на проблему знакомства со стилями и направлениями в искусстве (в частности, с музыкальным ипрессионизмом).
Но в нашей работе мы сознательно останавливаемся на первом этапе реализации темы "Импрессионизм в музыке" - формирование представлении
о творчестве К.Дебюсси и М.Равеля на примере их детских _фортепианных _сочинении ..
3. С первого до последнего урока мы наблюдали все возрастающии интерес к музыке этих композиторов: ребята внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, причем каждый стремился высказать свои мысли, фантазии. А это значит, что образы "Детского уголка" и "Моей матушки-гусыни" вызывают у ребят знакомые жизненные ассоциации, а также желание сопереживать и размышлять. Подтверждение этому - письменные впечатления детей о музыке К.Дебюсси и М.Равеля, а также данные музыкальной викторины. Из впечатлении, высказанных учениками следует, что сложный музыкальный язык импрессионистов не стал преградой на пути понимания ребятами музыки. Занятия второго цикла показали, что возможно
и специально рассматривать особенности импрессионистического стиля. Если это делать в доступной и интересной для детского понимания формы.
4. В дальнейшем опираясь на полученные результаты можно организо-
вать более углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде различных внеклассных мероприятий: тематического классного часа, факультатива и т.п.
_ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более подробно мы остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав толкование музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в сложности и неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.
С этих позиции принято говорить о так называемых историко-художественных стилях, один из которых - импрессионизм.
2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как звуковой краски.
б) уход гармонии на второй план
в) прихотливость ритмики.
Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К.Дебюсси и М.Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки:
а) соприкосновение образного содержания
б) тяготение к програмности, живописности
в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выразительных средств.
3. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси ("Детскии уголок") и М.Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочинении желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессионистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-теоритического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.
4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:
а) расширить круг произведении К.Дебюсси и М.Равеля, изучаемых в школе, так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.
б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор-
тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.
в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью формирования целостного представления о стиле.
5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К.Дебюсси и М.Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна детям. Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к. круг образов детских фортепианных произведении тесно соприкасается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.
В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из общего количества учащихся (100%), 65% детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили задание не полностью, отрицательный результат отсутствует.
Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.
ЛИТЕРАТУРА.