Толкование стиля в музыкальной энциклопедии также достаточно общего плана: "Стиль музыкальный - в искусствоведении, характеризующии систему средств выразительности, которая служит воплощением того или иного образного содержания" (26, с.282).
В отечественной музыкальной науке первым масштабным исследованием, специально освещающим проблему стиля, стала книга С.С.Скребкова "Художественные принципы музыкальных стилей". В этой работе автор дает следующее определение стиля: "Стиль в музыке, как и в других видах искусств,- это высшии вид художественного единства. И это единство в виде тончайших видов родства так или иначе пронизывает все стороны произведении. В музыке оно сказывается и в тематизме, и в музыкальном языке, и в формообразовании. Проявляется оно в образном строе произведении в целом, в творческих традициях композитора, в его отношении к жизни, к слушателям, к исполнителям" (29, с.10).
Другим крупным специальным трудом о музыкальном стиле является монография М.К.Михайлова "стиль в музыке". Отталкиваясь от трактовки категории стиля С.С.Скребковым М.К.Михайлов определяет стиль как "единство органически взаимосвязанных взаимодействующих элементов, образующее в савокупности целостную, относительно устойчивую систему" (23, с.56). В этой работе автор обращается к истории понятия стиля в музыке. Он рассматривает его начиная с античных времен, где стиль соотносился сперва с областью словесного искусства, затем с архитектурой и лишь потом с музыкой, а точнее с музыкально-поэтическим искусством. Далее М.К.Михайлов прослеживает длительную эволюцию в ходе которой взгляд на понятие менялся: в эпоху Возрождения под стилем подразумевалась индивидуальная манера автора, в эпоху барокко - жанр, в XVII веке - эмоциональное содержание музыки и т.д. В книге "Стиль в музыке" понятие стиля рассмотрено во взаимодействии с различными категориями эстетики и музыкознания (такими как музыкальное мышление, художественный метод, диалектика взаимоотношения содержания и формы, общего и единичного, объективного и субъективного).
М.К.Михайлов выделяет системы и подсистемы в понятии стиля: стиль эпохи - высшая ступень обопщения в музыкальной среде, низшая - индивидуальный стиль или манера. Между этими "полюсами" располагается понятие направления (особое место занимает категория национального стиля). Более подробно иерархия внутри понятия стиля, предлагаемая М.К.Михайловым, выглядит следующим образом.
Обозначая индивидуальные особенности композиторского письма, по-
нятие стиля приближается к понятию _творческого почерка, манеры .. Например, говорят о стиле Скрябина, Стиле Моцарта, стиле Шопена).
Иногда в рамках индивидуального стиля различают _стиль того или _иного периода композиторской деятельности . (например, в творчестве Бетховена выделяют ранний, зрелый и поздний стили). В истории музыки часто отмечают общие особенности письма у разных композиторов, объединенных определенной эстетико-художественной платформой. В таких случа-
ях речь идет о _стилях композиторских школ . (например, о школе французских клавесинистов, Венской классической школе, школе В.д,Энди и т.д.).
Понятие стиля характеризует также особенности творчества компози-
торов одной страны. В этом случае оно классифицируется как _ националь _ный стиль . (например, русский стиль, австро-немецкий стиль и т.д.).
В музыкознании существует также понятие _стиль жанра ., которое заключает в себе характерные качества произведений, входящих в какую либо жанровую группу (например, в джазовом стиле, в народно-бытовом стиле,
в стиле романса).
Наиболее сложной проблемой является толкование термина "стиль"
как исторической категории ( _стиль эпохи .). "Эпохальный стиль" обопщает значительный круг музыкально-художественных явлений в пределах более
или менее длительного исторического отрезка времени. Последовательная смена историко-художественных стилей в развитии большинства видов искуств происходила следующим образом:
- стиль барокко (конец XVI - середина XVIII вв.)
- стиль классицизма (XVII - XVIII вв.)
- стиль романтизма (XIX в.)
В теории музыкального стиля выделяют также _стиль направления .. Понятие стиль направления отмечает существование стилевой общности у ря-
да композиторов, обнаруживающих единство музыкально-эстетических принципов и в основном соответствует понятию направления в литературе и в других искусствах. Стиль направления подчинен стилевой системе более высокого уровня эпохиально-исторической. Он может объединять различные по широте охвата явления, что зависит от его исторически-художественной значимости. Ею определяется продолжительность периода существования и степень распространения стиля направления за пределы области его возникновения.
В качестве примера сочетания перечисленных факторов можно указать на Н-м. Представляя собой в широкой исторической перспективе по существу поздний этап эволюции романтизма, он вместе с тем выступает как своего рода эпохиальная стилевая система связанная с именем К.Дебюсси, фактически создавшим ее в музыке, названная стилевая система вышла за пределы Франции. Безоговорочному признанию данного стиля эпохиальным препятствует временная ограниченность его существования - всего примерно три с половиной десятилетия. Однако скорость и широта распространения этого стилевого направления на протяжении краткого периода как бы поднимает его до уровня эпохального стиля. Достаточно напомнить различные национальные варианты музыкального импрессионизма в России (А.Скрябин, С.Прокофьев, И.Стравинский), Италии (О.Респиги), Испании (М.Фалья), Польша (К.Шимановский), Англии (С.Скотт, Г.Холст), Венгрии (Б.Барток). Жизнеспособность импрессионистских тенденций и связанной с ним стилистики сохраняется еще и в более позднее время на родине импрессионизма (О.Мессиан) и за ее пределами (А.Хачатурян). Стиль этого направления существенно обогатил средства европейского музыкального
искусства, составивший видный этап его эволюции. Особенно это сказалось в гармонии, фактуре, использовании богатства инструментальных тембров,в расширении понятия тематизма, в обогащении принципов и формообразования.
Понятие стиля очень сложное и многозначное. До сих пор искусствоведы не пришли к единой трактовке этого понятия.
Теория музыкального стиля наиболее полно освещена в монографии М.Н.Михайлова "Стиль в музыке". Он выстраивает внутри понятия стиля такую иерархию: от творческого почерка, манеры, через стиль направления к эпохиальному стилю - самой широкой по масштабу категории.
Музыкальный импрессионизм в системе историческо-художественных
стилей занимает промежуточное положение по отношению к стилю эпохи и
художественному направлению.
2. ИМПРЕССИОНИЗМ. СУТЬ ПОНЯТИЯ.
_Течение импрессионизма . возникло в 70-х годах XIX в. его породила общественно-историческая обстановка, сложившаяся во Франции вслед за поражением Комунны и установлением буржуазной республики.
Первоначально импрессионизм представляла группа художников: К.Моне, К.Писсаро, Э.Дего, А.Сислей, О.Ренуар и др. Эти мастера работали независимо друг от друга, но встречаясь время от времени они пришли к общности творческих идей, и к сходству средств служащих их воплощению. В результате между 1874 и 1886 годами было организовано 8 совместных выставок, познакомивших любителей и знатоков живописи с новым искусством - искусством импрессионистов.
Эстетика и техника письма названных художников возникла на эмпирической основе. Выход из мастерской на открытый воздух и наблюдение за действием солнечного света в природе навели их на мысль, что верное воспроизведение действительности художником может основываться только
на представлении того, что он в ней _ видит ., а не то, что о ней знает. Иначе говоря, живописец должен уловить и передать в произведении облик природы, возникающий только на основе впечатления, в его чувственных наблюдениях. Поскольку окружающая действительность предстает перед ним
в новом ощущении (взависимости от погоды и времени суток), поскольку "схваченная" художником - лишь документ минуты. Суть этой эстетики очень метко выразил Э.Мане: "Не создается пейзаж, морина, лицо: создается впечатление от времени дня, пейзажа, морины, лица".
На новую технику живописи навела импрессионистов игра света на воде. Из наблюдаемого ими разложения и соединения красок на дрожащей поверхности воды родилась идея класть на полотно краски одну к другой, не смешанными предварительно на палитре и только тех цветов, какие имеются в солнечном спектре. На полотне пятнышки этих красок, должны вызвать у зрителя впечатление вибрации, скрадывающей всякую четкость контуров изображаемых предметов, представляющей их в форме наброска. Всвязи с этим линии рисунка потеряли ведущее значение и на первый план выступила чувственная прелесть краски. Потому картины импрессионистов стали своего рода "поэмами света" в его многообразных проявлениях от ярко, заливающего все полотно сияния, до ярких радужных бликов, от тонких трепетных мерцаний до легкой жемчужной дымки, окутывающей предметы.