Смекни!
smekni.com

Визбор (стр. 2 из 4)

определенного настроения, его поняли не сразу. Визбор был демократичнее.

Его песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени

года. Примечательная деталь: в песнях Визбора почти не встречается

местоимение "я", зато "мы" можно найти сплошь и рядом. Герой Визбора как

нельзя лучше соответствовал сердечной музыке слушателей, не падких на

пустую развлекательность, жаждущих духовной сплоченности и тепла...

...авторские песни обладают некоторой стойкостью по отношению ко времени,

моде, конъюнктуре спроса. Они - долгожители, почти не стареющие с годами и

не утрачивающие своей привлекательности. По-прежнему поются или слушаются

песни Окуджавы, Визбора, Высоцкого, написанные еще в 50-60-х годах...

(Авторская песня. - М.: Знание, 1987. - С. 4-18

Булат Окуджава

Юрий Визбор - личность в искусстве яркая, многогранная. Я уж не говорю о

первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его

документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых

буднях - всегда маленьких открытиях человеческих характеров; о его прозе,

пока неопубликованной, но, на мой взгляд, незаурядной и точной. Все это

всегда было визборовским, органичным.

Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, - авторская песня,

движение, одним из зачинателей которого он по праву является.

Он умер в самом разгаре своей работы, подогреваемый новыми планами и

надеждами. Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный его талант находил

и имел многочисленную и благодарную аудиторию.

Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и

добрым в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы и ложная

многозначительность. Его лирический герой, склонный к самоиронии, как

нельзя лучше соответствовал сердечной музыке слушателей, потребности в

натуральном, слушателей, не падких на пустую развлекательность, жаждущих

духовной сплоченности и тепла.

Юрий Визбор был незаурядным выступальщиком. Мне случалось, и не раз,

участвовать с ним в выступлениях, и я хорошо помню, какой прекрасный союз

возникал в переполненных залах, едва он касался струн и начинал свое

негромкое и откровенное повествование.

(С конверта диска-гиганта Ю.Визбора "Наполним музыкой сердца". - М.:

Мелодия,1985)

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее

поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Для меня же

это понятие имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так

же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин. Нас родило время -

время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности,

большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник

круг таких поэтов, как Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий

Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожи

друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк.

(Авторская песня: кризис жанра: Беседу с Булатом Окуджавой вел И.Медовой.

- Сов. культура. - 1987. - 28 апр.)

Визбор - человек очень одаренный, яркий, но мне сдается, что он был

талантливей, чем его свершения. Что-то ему мешало: то ли он сам себе

мешал, то ли ему кто-то мешал раскрыться полностью.

О его роли в нашей жизни я не буду говорить..., потому что вы, очевидно,

ощутили на себе его влияние, воздействие его искусства. Скончался, к

сожалению, трагически и не вовремя. Человек он был интересный, полный

обаяния, талантливый. Ну не все у него одинаково, может быть, и

получалось. Но, в общем, он оставил яркий след, особенно в движении поющих

поэтов. Он один из создателей этого жанра. И - вечная ему память.

Я не могу назвать кого-то конкретного, кто замечательно исполняет мои

песни... Некоторые вещи хорошо исполняет Валентин Никулин. Покойный Визбор

очень хорошо пел мои песни.

(Окуджава Б. "Я никому ничего не навязывал..." - М.: Вагант, 1997. - С.

162, 223, 235)

Владимир Высоцкий

И все-таки как ни ослаб интерес к авторской песне, но продолжает работать

Булат, который уже больше двадцати лет работает с авторской песней. И

Визбор, я слышал, возобновил свои выступления, понемножечку стал работать.

Я отношусь к нему с симпатией, мне нравилась его песня про Серегу Санина.

(Четыре четверти пути. - М.: МПИ, 1988. - С. 132. Цитата, вероятно,

датируется концом семидесятых годов)

Владимир Кавуненко, альпинист

Профессиональная точность всего, о чем пишет Визбор, заставляет считать

его своим. Он свой для летчиков, полярников, моряков, артистов... Но я

точно знаю, что он наш: альпинист-спартаковец. Он безумно любил горы, они

были его второй жизнью. В горах он преображался, становился центром всех

событий, настраивал нас на восхождения, много ходил сам и все время

работал. Как он говорил, "Ни дня без песни".

Сегодня невозможно представить современный альпинизм без соответствующего

снаряжения и экипировки спортсменов. Невозможно представить его и без

песен Юрия Визбора. Многие чувства охватывают нас в горах, но не всегда мы

можем их выразить, тем более в такой высокой форме, как поэзия, музыка,

песня. За нас это сделал Юрий Визбор - он голос нашей души. Его песни - не

только поэзия альпинизма, но и средство, с помощью которого люди могут

глубже понять себя, открыть, утвердить, одержать победу не только над

вершиной, но и над самим собой. Творчество Визбора - это гимн борющемуся и

побеждающему Человеку.

(Из интервью. ЯСО3, 154)

Газета "Вечерняя Москва"

Юрию Визбору сегодня исполнилось бы 60 лет. За этим неизбывным "бы"

наверняка стоят несыгранные роли, неспетые песни, невстреченные друзья.

Но - поставим пластинку: "Не верь разлукам, старина!" - пел Юрий

Иосифович. Он был обаятельным и общительным человеком, имел огромный круг

знакомых, и все же многие, разумеется, знали его как бы издалека - по

фильмам, по необыкновенно жизнеспособным песням, передаваемым из уст в

уста, от гитары к гитаре, поэтому можно считать, что никакой разлуки не

было и нет. Ведь песни Визбора почти тридцать лет, начиная с освежающих

шестидесятых и до сих пор, любят, слушают и поют самые разные люди.

Впрочем, разного в этих людях мало, общего - много: чистота души, вера в

дружбу, жажда романтики, ностальгия по искренности. То есть песни Визбора

- это своего рода и пароль, и отзыв для людей надежных и светлых.

А свет этот возник и укрепился в сердцах под звуки визборовских песен. И

"Домбайский вальс", и "Серега Санин", и "Милая моя", и другие - целая

палитра самых пронзительных чувств и ослепительных жизненных ситуаций.

Поставим пластинку: "Я вас люблю, я в это тоже верю..." - пел Визбор. И мы

вас любим, Юрий Иосифович. С днем рождения!

(Д.О. Веч. Москва. - 1994. - 20 июня)

Газета Коммерсант-DAILI

20 июня Юрию Визбору исполнилось бы шестьдесят. Почти десять лет как он

умер, но до сих пор остается самой культовой фигурой в авторской песне.

Его время было временем "путешествий дилетантов" - песни создавались в

дороге и для дороги, а лучше всех пели те, у кого не было голоса. Его

песни ("Домбайский вальс", "Одинокий гитарист", "Милая моя") поют до сих

пор, но никто из профессионалов эстрады не смог или не пожелал их

присвоить. Слушать их хотят только в исполнении автора.

Он был журналистом, певцом и актером, и несмотря на то, что был хорошим

актером, всегда играл самого себя. В фильме "Июльский дождь" Визбор сыграл

рефлексирующего интеллигента, близкого именно негероичностью своей

внешности. От него веяло недовольством собой и, главное, огромной

усталостью. Как ни странно, похожим был и его Борман в "Семнадцати

мгновениях весны". А потом от этой усталости не выдержало сердце у самого

автора. Юбилеи без юбиляров...

(Коммерсант-DAILI. - 1994. - 21 июня)

Геннадий Воронцов, комсомольский работник

В песнях других авторов - в некоторых песнях Визбора, например, - звучит

нарочитая разухабистость. Вероятно, можно и звезду приспособить под

коммунальную кухню. Но стоит ли? Есть вещи и события, о которых нельзя

говорить в залихватском тоне. Война, например. Переживший войну солдат не

станет говорить о ней залихватски, даже если и остроумно. (По видимому

автор намекает на песню "Базука" - Прим. сост.)

(Мол. коммунист. - 1965. - № 2. - С. 36)

Г.Юрьев, журналист

Эти песни не изданы. Их поют в пригородных электричках, чаще всего не

зная, кто написал слова, кто подобрал мелодию.

Между тем авторы наиболее распространенных песен известны. Это москвич

Юрий Визбор, написавший веселую маршевую балладу о слаломистах, балладу

"Любовь моя, Россия". Его песни отличаются запоминающейся мелодией,

крепким, образным стихом. Есть в них живое чувство романтики, чувство

молодости и простора.

(Смена. - Л.:1964. - 11 нояб. - С. 4)

Дмитрий Курилов, литературовед

Когда первое поколение бардов окончило вузы, на смену "студенческой песне"

пришла так называемая "самодеятельная песня", понимаемая как своеобразная

форма "фольклора городской интеллигенции". Ключевой фигурой

"самодеятельной песни" являлся Юрий Визбор, выработавший на выступлениях

стиль живого, непосредственного контакта со слушателями. Именно песни

Визбора определили лицо жанра; однако, при всей его популярности,

авторская песня заслужила немало упрёков в поверхностности и

непрофессионализме именно из-за текстов Визбора.

Его песни написаны в лирико-романтическом или шуточном ключе; они

описывают туристские подвиги, путешествия; для лирики Визбора характерен