жанр своеобразной "мужской исповеди". Если подходить к песням Визбора как
к поэтическим произведениям, сразу же бросается в глаза набор
необязательных фраз, схематичность сюжета, банальные эпитеты ("лето
жаркое", "дожди тоскливые", "вёрсты длинные"), нехитрые метафоры ("Ты у
меня одна, словно в ночи луна..."), небрежная рифмовка, вторичная
образность. Однако простота и доходчивость изложения вкупе с искренностью
чувства содействовали популярности песен Визбора. В них звучал апофеоз
дружбы, любви, интересной жизни. Неугасимый оптимист Визбор, призывавший
уйти "в иную даль", в мир туристической романтики, искусства, в сущности,
должен был устраивать официальные круги, служа примером жизненной
активности, которая не входила в конфликт с официальной моделью
общественного поведения. Самодеятельная песня на данном этапе не была
политически оппозиционной, но и конформизм, впоследствии ей нередко
приписываемый, вряд ли был ей свойственен.
Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра
и его деление на два направления: 1) лирико-романтическое, представленное,
наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю.
Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого; 2)
эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого,
принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.
(Диссетрация. - М.: Ин-т им. М.Горького, 1999. - С. 9-24)
Журнал "Работница"
Чтобы понять, каким он был, как жил, надо слушать его песни. Он весь в
них. Веселый, неунывающий Визбор: "Приходи ко мне, Бригитта, как стемнеет,
приходи...", "Не хочу я каши манной, Мама, я хочу домой!", "Слезайте,
граждане, приехали, конец - Охотный ряд, Охотный ряд!". А вот прячущий
подальше от чужих глаз свою грусть Визбор: "Никак к разлукам я не
привыкаю", "Я плыву от порта к порту, Я иду от горя к горю", но который
всегда и при любых обстоятельствах делает вид, что "прекрасно живет".
Он ничего не придумывал, не изобретал острых сюжетов. Писал о том, что
знал, любил, пережил. О людях, "чья профессия - отвага, призванье -
высота". Маршруты, по которым он прошел, дали название многим песням - они
и сейчас звучат там. Несложные по форме, без претензий и потуг на нечто
значительное, но глубокие по сути. Они были любимы молодежью тогда, когда
создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра.
(Журнал "Работница". - 1988. - № 10. - С. 35-36)
Журнал "Крестьянка":
Юрий Визбор прожил отмеренные ему судьбой пятьдесят лет ярко и талантливо.
Он был удачлив во всем, за что брался, будь то журналистика, альпинизм,
актерская работа в кино или живопись. А главное - песни, которые поют с
60-х годов, сегодня, возможно, уже и не зная имени их автора. Но как раз
сегодня они необходимы душе, как никогда прежде. Для Визбора, романтика по
натуре, честь, мужество, любовь, отвага, дружба не пустые слова. Своими
песнями он поддерживает тех, кому во всех жизненных передрягах хочется
оставаться людьми.
(Журнал "Крестьянка". - 1992. - № 7-8, - С. 8).
Игорь Шкляревский, критик
С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки -
В тайге мороженого нам не подают.
Не будем обращать внимание на такие мелочи, как "жуем мороженое", "без
остановки", "не подают".
В песне Серега погибает. Он - летчик... разбился. Друзья нашли капот и
крылья. Что же скажет автор после такого трагического сообщения? А ничего,
разбился - и песня кончилась: Уходишь - счастливо!
Приходишь - привет!
Погиб человек. Погорюй хотя бы немного. Где уж там! Надо писать новую
песню.
(Речь идет о песне Юрия Визбора "Серега Санин". - Прим. сост.)
(Лит. газета. - 1973. - № 23 (6 июня). - С. 5)
Лев Аннинский, литературовед
Постепенно стало ясно - что именно является содержанием его феномена:
воздух свободы. Юрий Визбор показывал: человеком можно быть в любых
условиях. Не выбирают эпоху, но внутри эпохи выбираешь манеру поведения.
Он выбрал манеру, которая не каждому по силам. Он выбрал и он ее
подкрепил. И сейчас этому воздуху свободы у него можно только удивляться и
заимствовать, потому что, простите меня, эпоха застоя имеет своих дураков
или догматиков, и эпоха перестройки родит своих дураков и догматиков. И
также понадобится вот такой солнечный зайчик, каким был Визбор всю жизнь.
Всегда нужен свободный человек, который показывает, что можно и чего
нельзя на самом-то деле. Если всего нельзя, то - что можно. Если все можно
- чего нельзя. Это и есть воздух свободы.
(Вершина Визбора. - М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988. - VHS. - Д04-004)
Лев Ошанин, поэт
По-другому работает, скажем, Визбор, сотрудничающий в журнале "Кругозор".
Он пишет песни-корреспонденции. Их бывает приятно слушать. Есть у него
удачные песни, где лирика сочетается с юмором. Вот, например, стала
популярной туристская песенка "Мама, я хочу домой". Но нередко его песни,
как газетные заметки, существуют один день. А могли бы и вообще не быть
песнями. Так, например, получилось с его корреспонденцией по поводу
поездки на Дальний Восток. Я слушал, и мне было грустно. Невольно
думалось: ну, а дальше что? Сама по себе география еще не тема для песни.
(Лит. газета. - 1965. - 29 апр. - С. 3)
Лиана Генина, музыковед
Мера ответственности за тему особенно высока, когда высока сама тема.
Например, война. Вот во втором номере "Кругозора" за этот год
показательная пластинка: Юрий Визбор поет военную "Баксанскую".
...В августе 1942 г. егерь из дивизии "Эдельвейс" укрепил на Эльбрусе
фашистский флаг. Через полгода бойцы сорвали его и нашли на площадке
гранату с вложенной вместо чеки запиской. То был след советских
разведчиков. Так родилась песня: Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней?
Визбор поет эти слова на мотив довоенной лирической песни Б.Терентьева (к
сожалению, его авторство в данном номере "Кругозора" не оговорено).
(Автором этой песни Ю.Визбор не является, он выступил только в качестве
исполнителя. - Прим. сост.) Может быть, именно так ее пели героические
наши ребята 26 лет назад. Может быть, не нашлось среди них человека
который придумал бы новую мелодию, а скорей всего - было им просто не до
того. Да и какое это тогда имело значение!
Но вот что интересно: до чего же сейчас "образ звучания", трактовка
старого танго, сама манера пения и преподнесения словесных комментариев -
в духе современных, 68-го года, ремесленников, "оригинальных нумизматов"!
Сильный, мужественный текст с грозной аллитерацией ("гранату", "гребне",
"грядущих") - и, как видно, совсем не подходящее
музыкально-исполнительское "оформление". А Визбор наслаждается и поет
отлично: он - в своей среде.
(Сов. музыка. - 1968. - № 11. - С. )
Марк Захаров, режиссер
Мне хочется сказать нечто печальное: я очень благодарен Юре, он очень
много сделал для меня, а я его не проводил. Я, как многие люди, не
понимающие, что иногда от суеты надо отрешиться, погруженный в бурный
водоворот театральных событий, в последние трагические моменты его жизни
мало с ним виделся, потом совсем не виделся, и дата его смерти выпала из
моей жизни. Я не сумел его проводить.
Оказывается, этот грех остается.
(Вершина Визбора. - М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988. - VHS. - Д04-004)
Михаил Анчаров
Юрку Визбора я знал совсем молодым, а вот недавно на магнитофоне услышал
запись одной из последних его песен, которая меня потрясла. Я "вкатал" ее
в свой роман "Сотворение мира". Кажется, она Визбором недоделана и кто-то
дописал последние строфы. А начало Юркино: "А функция заката такова:
Печаля нас возвысить наши души. Спокойствия природы не нарушив,
Переиначить мысли и слова...".
После его смерти на собрании нашего кооператива стали делить его квартиру:
там кому-то надо расшириться, кому-то еще что-то. Ко мне пришли и
рассказали, что Юркиной дочери негде жить. Я тогда выступил на этом
собрании, как пошли разговоры о дележе, и говорю: "На войне за такие дела
к стенке ставили. Это ж как с мертвого сапоги стаскивать. Это ж
мародерством называется". Они сразу притихли...
(Из беседы В.Юровского в октябре 1987 года)
Никита Богословский, композитор; Михаил Львовский, поэт.
В одном газетном фельетоне очень живо описывалось, как молодые
ребята-туристы в вагоне электрички привели в смятение пассажиров своим
репертуаром: "Лохматый парень в рваной штормовке, надетой прямо на голое
тело, с кокетливо повязанной на шее девичьей косынкой стал с чувством
выводить какую-то белиберду ."
Композиторы не заметили, что смеляковское "Если я заболею, к врачам
обращаться не стану..." (Песня Ю.Визбора. - Прим. сост.) - прекрасная
песня, а "лохматый парень" заметил и сочинил музыку.
(Комс. правда. - 1962. - 2 нояб. - С. 2-3)
С.Владимиров, журналист
Высоцкий спекулирует на наших трудностях роста и ошибках.
Вот, например, образчик. Автор клевещет на советский строй, издевательски
преувеличивает трудности. А дальше: Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей.
Над кем он издевается? (Песня "Рассказ технолога Петухова", цитата из
которой приведена выше, принадлежит Ю.Визбору. - Прим. сост.)
(Тюменская правда. - 1968. - 30 авг.)
Ольга Сергеева, журналистка
На концерте, посвященном 60-летию Юрия Иосифовича Визбора, конфликт между
поколением "отцов", романтиков 60-х, и "детей", скептиков 90-х, был