исчерпан. Все они плакали и смеялись над одним и тем же. Есть пророк в
своем отечестве. Просто он должен говорить правду. Всегда. И даже лучше,
если негромко, вполголоса.
(Дело. - 1994. - 20 июня)
Павел Аедоницкий, композитор:
Юрий Визбор - очень разносторонне одаренный, талантливый человек, - яркий
представитель бардовской песни. Мелодии Визбора всегда тесно связаны со
словом, и невозможно представить их с какой-то другой музыкой. Если бы он
сконцентрировал все свое внимание на музыке, - а музыка ревнивая женщина,
она требует всего человека, - он, возможно, стал бы незаурядным
музыкантом, композитором.
(Из интервью. ЯСО, 104)
Раз мы заговорили о том, как рождается песня, расскажу один случай. Помню,
мне позвонил Юрий Визбор. "Знаешь, - сказал он, - у меня есть стихи о
Москве. Хочешь послушать?". Я согласился. "Я вас люблю, столица", -
прочитал он. "А дальше?" - спросил я. - "Дальше я напишу".
Я сел к роялю, и одна строчка дала начало песне, которую я считаю очень
важной для своего творчества. Как видите, иногда бывает непросто сказать,
что рождается сначала - стихи или музыка.
(Моск. комсомолец. - 1984. - 14 ноября).
Петр Вайль, Александр Генис, публицисты
...если уж человек выбирал вместо денег дорогу, то дорогу трудную, и
трудности эти действительно искренне и надрывно любил. Чеканную
формулировку романтизма оставил популярный бард тех лет Юрий Визбор:
Будем понимать мы эти штормы
Как желанный повод для борьбы.
(60-е. Мир советского человека. - Ann Arbor (USA): Ardis,1988. - С. 111)
С.Владимиров, журналист
Высоцкий спекулирует на наших трудностях роста и ошибках.
Вот, например, образчик. Автор клевещет на советский строй, издевательски
преувеличивает трудности. А дальше: Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей.
Над кем он издевается? (Песня "Рассказ технолога Петухова", цитата из
которой приведена выше, принадлежит Ю.Визбору. - Прим. сост.)
(Тюменская правда. - 1968. - 30 авг.)
Сергей Говорухин, драматург
Хотелось бы сказать о некоторых известных писателях, жарко призывающих
помогать молодым. Когда-то я состоял в переписке с одним очень известным
писателем. Осенью прошлого года позвонил и напомнил о себе. Он меня не
узнал, заметив, что много нас таких обрывают его телефон, всех не
упомнишь. Когда же я попросил о встрече, через паузу сказал: "Ну,
позвоните мне как-нибудь весной, сейчас я занят". Тогда я с грустью
вспомнил Юрия Визбора. Зная, что через год умрет от рака, он не приводил в
порядок свой литературный архив, не прятался от мира, а пытался поддержать
как можно больше молодых.
(Лит. газета. - 1988. - 12 окт. - С. 4)
Сергей Есин, писатель
Мне кажется, что среди всех поэтов-песенников, среди всего этого моря
обаятельных людей, милых романтических сюжетов он первый начал баловаться
со свободой. Вот если взять песни Окуджавы - это другая, это личная
свобода. А Визбор первый поставил этот глобальный вопрос о свободе и
свободном человеке.
Я хорошо помню Юру: хотя он и работал в "Кругозоре" интересно, он всегда
делал один и тот же сюжет, одну и ту же историю, один и тот же материал -
он всегда делал только материал о себе. Вот сейчас все говорят: новая
форма - песня-репортаж. Господи, да неинтересен никому этот репортаж!
Интересны только тембр его голоса и те полубанальные и полугениальные
слова, которые намертво врезаются в наше сознание. И становятся не равными
жизни, они - больше, чем жизнь, поскольку являются супержизнью, потому что
формируют нас!
(Вершина Визбора. - М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988. - VHS. - Д04-004)
Сергей Никитин, композитор, бард
Самый главный его талант - человеческий талант быть центром притяжения.
Этот талант я не сравню ни с чем вообще, потому что это такая редкость! И
такое счастье, когда есть люди, к которым другие тянутся. Они становятся
как бы центром некой вселенной, некой солнечной системы.
(ГЦКЗ "Россия". - 1994. - 20 июня)
С.Кирюшина, служащая
У меня в тот вечер настроение было ужасное: устала, измучилась сомнениями
по разным личным и не личным поводам. Кого ни спрошу - как, мол, быть, - в
ответ слышу безучастное: "Плюнь, перемелется!" А тут с экрана живой
Визбор, улыбается ободряюще: "Спокойно, дружище, спокойно!" И все стало
просто и легко. И ждать не буду, когда перемелется, и не нужно ничьих
советов! Только бы чаще слышать: "Нам надо песню допеть, нам надо меньше
грустить..."
(Сов. культура. - 1988. - 16 янв. - С. 2)
Элем Климов, кинорежиссер
Юрий Визбор был как бы человеком эпохи Возрождения, поскольку был
разносторонне развит и обладал многими талантами. Но главное, что его
отличало, так это его душа, доброта, свет, который он источал. Этот свет
привлекал к нему миллионы людей и продолжает привлекать их сегодня.
(ГЦКЗ "Россия". - 1994. - 20 июня)
Юрий Андреев, литературовед
А Юрий Визбор? Не многие признанные артисты-исполнители могут соперничать
с ним в умении "вытащить", выявить существо произведения, а ведь это автор
многих десятков песен, в том числе столь известных, как мужественная
"Спокойно, дружище, спокойно", как юмористическая "Мама, я хочу домой",
как ставшая широко популярной песня "Если я заболею" (на слова
Я.Смелякова).
...сейчас мне хочется привести слова, сказанные Ю.Визбором в беседе с
автором этой статьи, они многое объясняют: "Нытье - вещь поверхностная,
это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять более сложное,
более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно
говоря, мое кредо". Целыми россыпями можно черпать смешинки из песен
Ю.Визбора...
(Октябрь. - 1965. - № 1. - С. 183-188)
Юрий Панюшкин, артист, бард
Так что же произошло потом? Именно произошло. Какою дивной властью обладал
человек, сумевший в меня, "уже" тринадцатилетнего, одной песней вместить и
тот таежный аэродром, и горный распадок, и забытую Богом палатку, и
разбитый самолет?..
Да. Тогда в шестьдесят пятом я услышал Песню. Почему с большой? А почему с
маленькой?! Почему с маленькой буквы о том, что вне рекомендаций, но само
собой становится песенной классикой и песенной литературой. Не для всех...
А он наверняка и не думал об этом, когда негромко и понятно рассказывал о
мужестве, том самом, что не вопит о себе ни просто, ни спьяну, и на
последнем вираже спасает не себя...
И уже скоро грянет в тысячи гитар молодая поросль, и прекрасные судьбы
выйдут к людям из песен, и будут фанфары и запреты, и юный бард - себя
родивший, - возьмет аккорд за награду... Но дай же ему Бог прислушаться и
услышать тот голос из шестьдесят пятого.
Двадцать с лишним лет ищу Серегу Санина в себе и других. В себе... И это
так, милый Юрий Иосифович.
(Грушинский. - Кбш: Куйб. кн. изд-во, 1990. - С. 80-81)
Юрий Коваль, писатель
Сочинять я стал студентом. Учился в педагогическом, на
историко-филологическом факультете.
Но в институте я никому свои работы не показывал. Стеснялся. Я дружил с
прекрасными мастерами, поэтами Юрием Визбором и Юлием Кимом, и еще были
друзья, и осмелиться в чем-то сравниваться с ними я не мог.
Визбор и Ким - это два разных полюса. С Юлием я ближе по возрасту. Юра уже
закончил институт, когда я только в него поступил. Но Визбора тянуло на
факультет, он приходил посмотреть, кто же там теперь учится. Скажу честно,
он меня принял сразу и полюбил как человека, а не за стихи мои. С Визбором
можно было говорить о самом серьезном. И наша дружба длилась с 1954 до
1984 года, когда его не стало.
Он был человеком гражданской позиции. Вот бы кого кандидатом в народные
депутаты. А жизнь у него сложилась тяжело, неадекватно его таланту, его
душе.
Визбор всегда меня поддерживал. И, что меня всегда греет, - даже в
больницу брал с собой мои книги.
(Моск. комсомолец. - 1989. - 4 июня)
Юрий Левычкин, дипломат
Социальная значимость таких как Юрий Визбор и целого поколения бардов еще
нами не осознана по-настоящему. У меня складывается впечатление, что через
них сработала имунная система целого народа. Это была единственная
отдушина, единственная форма самовыражения людей и выражения тех
социальных проблем, которые накопились. И она канонизировалась через
бардов.
(Вершина Визбора. - М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988. - VHS. - Д04-004)
Юрий Пискулов, альпинист
Для него горы были не просто преодолением препятствий. Как художник,
Визбор искал и находил в горах идеалы красоты, гармонию человека с
природой. "Как хорошо, что есть на свете горы - вершины красоты!.." Но он
считал, что человек должен быть "еще выше, чем эти вершины". Для нас -
поколения альпинистов "Спартака", пришедших на смену прославленным В.
Абалакову, Я. Аркину, А. Полякову и другим, присутствие Визбора в команде
вселяло надежду на успех, а песни, которые он пел, снимали напряжение
перед восхождением, учили мудрости, звали к новым "непройденным вершинам
безымянным". Последняя Юрина песня "Этот белый в снегах горнолыжный лицей
- панацея от наших несчастий" теперь ежедневно по утрам звучит в альплагере "Цей" как благодарная память о человеке, умевшем дарить радость общения, устраивать "праздники из буден". (Физкультура и спорт. - 1985. - № 10. - С. 34)