В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, - Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Принципы правосудия объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).
Критерии принципов правосудия.
Критерии принципов правосудия следующие.
1. Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым.
2. Принцип отражает сущность правосудия. Не будет уголовно-процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), но с нарушением принципов правосудия.
3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого (той же отрасли права).
4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.
В юридической литературе предлагаются различные классификации принципов.
Между тем провозглашаемые авторами системы принципов правосудия иногда несколько отличаются друг от друга.
Рассмотрим основные их них:
Законность - это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности при осуществлении правосудия - это требование осуществлять судебные функции на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК, ГПК, АПК и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданскую процессуальную и арбитражную процессуальную деятельность.
Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности при отправлении правосудия.
Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.
Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол. Такое “правосудие" не в состоянии выполнять свою социальную функцию.
Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Согласно ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст.49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда.
Независимость судей и подчинение их только суду.
Подробно этот принцип рассмотрен в третьей части данной работы.
Открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности)
Согласно ст.123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Определения суда о закрытом судебном заседании могут быть вынесены:
в гражданском процессе:
а) в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст.9 ГПК);
б) в целях обеспечения тайны усыновления (ст.9, ч.3 ст.263 ГПК);
в) по делам о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции.
в уголовном процессе:
а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
б) по делам о половых преступлениях;
в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст.18 УПК);
г) для обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и других лиц. Решение суда по таким основаниям не противоречит Конституции РФ и международным пактам, поскольку обеспечивает возможность получить правдивые показания в условиях отсутствия угрозы жизни и здоровью потерпевших, свидетелей и других лиц, а также установить истину по делу.
Состязательность и равноправие сторон.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст.123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. Основное содержание принципа состязательности и равноправия сторон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют следующие правила:
исследование доказательств осуществляется сторонами;
стороны равны в правах;
суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных ГПК, оказывает им содействие в осуществлении их прав;
разрешает дело суд.
Презумпция невиновности.
Принцип презумпции невиновности действует в той форме правосудия, которая осуществляется по уголовным делам.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Нельзя признавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Национальный язык судопроизводства.
Принцип национального языка судопроизводства, основные положения которого отражены в ст.17 УПК, ст.8 ГПК, ст.8 АПК, характеризуется, как минимум, двумя правилами:
судопроизводство ведется на государственном языке (русском);
участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, выступать в суде на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения и пользоваться услугами переводчика. Судебные документы в соответствии с установленным законом порядком вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют.
8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Всоответствии с положениями ч.1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям (ст.7 Закона о судебной системе).