Как видим, цепочка двигательных ощущений, формирующих то или иное движение частей руки, стремится снизу вверх:от пальцев к зоне лопатки - через предплечье - плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря восходящей цепочке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к примеру, в пальцах или другой части руки, непременно направлен на зону лопатки.
Что же касается силовых импульсов, осуществляющих непосредственно двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном направлении: сверху вниз, от лопатки до пальцев.
Рассмотрим трехфазовый двигательный цикл на примере движения пальцев - кистевого сустава:
1. Подготовка действия.
Осознание направления и характера движения определенного пальца или группы пальцев; от ощущений в конкретных пальцах запрограммированный двигательный импульс идет по цепочке кверху на мышечные группы лопатки;
2. Действия после достижения двигательного импульса зоны лопатки.
Включение в активное действие силовых мышечных групп лопаточной зоны, посылающих силовой импульс по проводящим путям вниз через мышечные группы плечевого сустава -плечевой части руки - предплечья. При условии ощущения единства всех частей руки силовой импульс, идущий от лопатки, беспрепятственно достигает рабочих органов, т.е. пальцев. Благодаря такой последовательности действий запрограммированный двигательный импульс формирует необходимое целесообразное движение как всей руки, так и отдельных ее частей;
3. Расслабление после действия.
Максимальное освобождение активно действующих мышечных групп является подготовкой их к следующему действию. Однако регулируемая цикличность возможна только на основе постоянного ощущения всех частей руки как единой двигательной системы на основе оптимального взаимодействия всех суставов: кистевого, локтевого и плечевого.
Таким образом, любое локальное действие какой-либо из частей руки не должно нарушать общего - объединяющего движения всей руки, а также ощущений руки как единой, целостной двигательной системы. Оно должно подчиняться единому принципу: от общего - целого к частному - единичному.
В то же время автономные, изолированные двигательные действия какого-либо из суставов вне контактов с остальными частями руки неизбежно приводят к нарушениям взаимодействий всех частей руки, перенапряженному состоянию мышечных групп, окружающих данный сустав. В результате - в зоне изолированного сустава возникает непроходимость любых импульсов и создается фаза физиологической рефрактерности, которая провоцирует перенапряженное состояние мышечных групп всей руки. К примеру: активные изолированные локальные действия кистевого или локтевого суставов приводят к перенапряжениям мышечных групп в их зонах и неизбежной изоляции их от действий всей системы руки.
Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно соблюдать при воспитании двигательного процесса рук музыканта. На этих кардинальных принципах должна основываться вся система начального музыкального образования. К сожалению, подавляющее количество ошибок, возникающих в постановочный период, связано с недооценкой или недопониманием специфических природных особенностей двигательных действий руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том, что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрезмерная активизация кистевых суставов, их постоянная перегрузка и, вследствие этого, изоляция кистевых суставов от остальных частей рук.
Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика, собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений отдельных ее частей - процесс весьма сложный. Однако без этого невозможно формирование единства всех двигательных действий руки в процессе игры на инструменте.
Литература
Н.Бернштейн, «Очерки по физиологии движений и физиологии активности», М.,1966г.
И. Лесман, «Пути развития скрипача», Л., 1934г.
Ф. Штенгаузен, «Физиология ведения смычка», М., 1930г.
Г. Холл, «Ваш позвоночник», М., 1998г.
Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке», М., 1965г.
В. Григорьев, «Вопросы исполнительского искусства», М., 1981г.
В. Мазель, «Музыкант и его руки», Тель Авив, 2001г.