Глава 5.Элвис, БИТЛЗ и КУИН: Флагманы мирового РОК-Н-РОЛЛА.
Если проанализировать музыку 20 столетия, то, пожалуй, оно прошло под знаком Элвиса, Битлз и Куина и именно эта троица внесла наибольший вкад в мировую музыкальную рок-культуру. Элвис зажег пламя рок-н-ролла в 50-х и сделал музыку популярной в массах кстати, Битлз подхватил его в 60-х как Олимпийский огонь и снова переделал обратно Элвису на исходе десятилетия. Ну а после смерти Элвиса только Куин смог продолжить славные традиции рок-музыки и к сожалению со смертью Меркури в начале 90-х пожалуй что славные традиции рока остались в прошлом и действительно 90-е остались за поп-музыкой, а рок остался на задворках музыкальной культуры. Вот и подумаешь о роли личности в истории. Иными словами рок был жив до тех пор, пока было кому зажигать, когда был эдакий флагман, на который можно было ориентироваться всем остальным рок-музыкантам. Утратив его мы потеряли и рок-музыку в целом и до рождения нового флагмана едва ли нам стоит на что-то рассчитывать в современной музыке к сожалению.
Чего же нам дали эти трое великих?
Элвис наполнил воздух словно бы электричеством в своих рокерах начиная с 54 года в таких песнях как That`s all right (Mama) и с его появлением рок-н-ролл стал жестко звучать и наполнился многими элементами современного звучания рок-музыки и именно им были заданы почти все современные стандарты в музыке, безусловно внедряя их Элвис набил себе ни одну шишку на противостоянии со стороны общественности. При этом по всей видимости именнно дипломатические способности менеджера Элвиса полковника Паркера позволили все же ему выступать на различных ТВ-Шоу, таким образом внедряя рок-н-ролльную культуры в массы. И с тех пор мир словно сошел с ума. На концертах Элвиса стоял такой дикий рев, словно у целой огромной толпы людей одновременно едет крыша. В клипе Don`t be cruel Элвиса запечатлен такой момент, как старый такой дедушка показывает на своем теле татуировку Элвиса, и это как бы подчеркивает всю важность Элвиса для 50-х, которые невозможно представить без него, поскольку молодежь считала его своим новым богом и многие делали себе даже тату в знак верности идеалам Элвиса Пресли.
С начала 60-х наметилось некоторое смягчение рок-н-ролльного стиля Элвиса. Нет, безусловно музыка этого периода также прекрасна, просто сам рок-н-ролл стал такой немного другой в его исполнении, такой слегка эстетский что ли. В 50-х он был такой сырой как бы и забойный что ли. А стал немного утонченно-эстетский такой немного как бы в общей массе как например песня Fever. Увлеченность съемками в кино, отказ от концертной деятельности с 62 по 67 год, а также непродолжительная работа в студии за исключением записи саундтреков повернули карьеру Элвиса не в лучшее русло, тем не менее до знаменитого Британского вторжения и рождения Битлз в 63-м Пресли был по-прежнему вне конкуренции.
С появлением Битлз мир узнал новую форму рок-н-ролла. Отныне он как бы отрывается от своих корней Блюза и Кантри и вслед за этой отважной четверкой появилась толпа последователей этого нового белого рок-н-ролла с оттенком поп-музыки (собственно говоря сейчас в рок-музыке довольно редко можно услышать оттенки черного рок-н-ролла). Битлз громко начали и поставили на уши весь мир, они были вторыми кому это удалось вслед за Элвисом и нужно отметить, что популярность пришла к ним также весьма и весьма заслуженно. Вначале своего существования они использовали не только свои мелодии, но и перепевали рок-н-ролл-классику, тем самым поддерживая имидж рок-н-ролльщиков. Во второй половине 60-х ближе к своему распаду в 70-м Битлз перешел на более такие вдумчивые композиции исключительно собственного сочинения. Кстати известен факт, что однажды Боб Дилан подрался с Джоржем Харрисоном из-за того, что первый пытался доказать последнему необходимость донести до зрителя что-то более вдумчивое чем просто рок-н-ролл который они играют. И как ни странно с тех пор Битлз поменяли свой формат именно в этом плане. И отныне рок-н-ролл сменяется на такие затяжные композиции в стиле песни про Сержанта Пепера и множество слащавых баллад в духе All we need is love. В конце концов Битлз также начали становиться все более популярными скорее у более старшего поколения. Конфликт между Джоном и Полом спровоцировал распад группы и еще до него в общем-то рок-н-ролльная волна пошла на спад в творчестве группы.
Зато начиная с 67 года снова начинает набирать обороты Элвис Пресли, ознаменовав возрат на рок-н-ролльный олимп. С чего начался возврат на рок-н-ролльное царство? Пожалуй точкой отсчета может считаться 67 год и запись прекрасных рокеров с оттенком Кантри Guitar man, US Male, Big Boss Man. Безусловно наладившаяся личная жизнь Элвиса и рождение дочери Лиз-Мари вернула утраченную искру рок-н-роллу Элвиса и он снова начал звучать жестко. В 68 году Элвис дает знаменитое шоу Специальное возвращение, в котором возвращается к концертной деятельности и становится триумфатором, поскольку оно имело оглушительный успех и Элвис исполнил старые и новые рок-н-ролльные хиты. 69 год дал знаменитые Мемфисские записи, открывающие новые горизонты рока в творчестве Элвиса. Наконец в 70-м году выходит знаменитый фильм That the way it is, также став жутко популярным в массах. 72 год дал еще один концертный фильм On Tour, а в 73 году Элвис дал концерт на Гаваях, который транслировался через спутник на большинство стран мира. Также Элвис выпустил множество успешных альбомов. К 77 году эта волна успехов и популярности Элвиса пошла вниз, однако концерты Элвиса всегда изобиловали новыми роковыми находками вплоть до смерти певца и в этот в общем-то бедный на по-настоящему хороший рок период в мировой культуре 70-х Элвис пожалуй был единственным приятным исключением из общей массы какой-то чернухи и кислотности что ли в рок-культуре того периода. Отныне стало модно мучить гитару до последних предсмертных ее «визгов» и именно такой окрас приобрел рок в 70-х. Отныне у молодежи в моде на какое-то время новая игрушка - Хард-рок, в общем-то в котором умение певца не имеет такого уж значения, а традиционный рок мог бы так и остаться на его задворках, не взойди на небосклон новой звезды под названием Куин и ее лидера Фредди Меркюри. Куин позволил дожить року на вершине музыкального Олимпа до начала 90-х и на этом можно сказать ему спасибо. Также как и Элвис Меркури обладал прекрасным и уникальным вокалом и композиции Куина вообще уникальны для мировой рок-культуры. We are the champions отныне играет на всех стадионах при победе той или иной команды, а трибуны скандируют во время тех же футбольных и хоккейных матчей We will rock you. Рок Куина имел такой слегка оперный окрас очень часто и вообще безусловно в период их существования никого рядом нельзя было поставить рядом с ними из их групп-ровесников. Безусловно Меркюри снова дал понять, что вокал имеет огромное значение в роке. И многие, кто считал, что Элвис звучал слишком мелодично для кислотных 70-х отныне на примере Куина вынуждены были признать силу и его рока тоже и интерес к творчеству Пресли тоже начинает расти несмотря на смерть певца. Куин вернул рок по крайней мере до начала 90-х на нужное направление и в этот период их заряд поддерживали и остальные рок-группы в особенности в 80-х. 90-е ознаменовали закат рок-культуры. Конечно были неплохие группы, однако не было больше того, кто бы стал законодателем мод в роке и теперь мы имеем то, что имеем. Рок слишком долго был вне конкуренции и слишком увлекся кислотностью и прочим и сейчас он более-менее популярен только в плане поп-рока некоторых команд и отдельных любителей альтернативного рока. В остальном же теперь во главе всего стоит поп-музыка, поскольку рок к сожалению сейчас не слишком убедителен. И отныне поп-идолы Эминемы в своих клипах пытаются доказать, что Элвис незаслуженно был признан лучшим музыкантом 20 столетия, а на вручении премии МТВ поп-артисты из зала освистывают Маккартни, человека-легенды в рок-н-ролле, да еще и позже дают интервью в которых издеваются над ним мол какой он дурак и какой он несовременный. И это вполне естественно поскольку борьба между поп и рок культурой была всегда и тот же поп пытается всячески свести на нет все достижения рок-культуры и ее флагманов, дабы возвысить себя. И пока не появится кто-то еще из великих рок-исполнителей и групп, каковыми были Пресли, Битлз и Куин едва ли рок снова станет вне конкуренции.
Глава 6. ПРИЧИНЫ, по которым Элвиса Пресли слушают до сих пор.
Сегодня во всем мире существует множество разных групп и исполнителей, многие из которых действительно хорошие и отличные как мне кажется. Почему же во всем мире народ продолжает тащиться от музыки Элвиса Пресли, хотя после его смерти прошло уже 25 лет, а первые его записи были сделаны даже в 53 году? По проведенным в США исследованию – каждый второй американец сказал, что не только его музыка ему нравится, но и то, что он является его фанатом!!! Лично я сомневаюсь, что это патриотизм вынуждал всех этих американцев, сказать такую вот вещь в ходе опроса. Более того, считается, что самые преданные фанаты и одной из самой многочисленной колоний Элвисоманов в мире является Великобритания, Родина Битлов, Роллингов и Куина. Казалось бы – сколько своих прекрасных групп и исполнителей, а нет – и там Пресли на коне что называется. Причем, что парадоксально, армия фанатов Элвиса только увеличивается, и ее костяк теперь представляет молодежь. Хотя, казалось бы, есть Эминем, Скутер или Мэрилин Мэнсон, почему же все больше молодежи возвращается назад, к истокам современной музыки?
Почему люди по-прежнему не просто слушают Пресли, а считают его лучшим из всех музыкантов и групп? Попробую обосновать эти причины, побуждающие людей считать Пресли не только королем рок-н-ролла, но и современной музыки вообще и заслушиваться его песнями по сей день.
1) Думаю, всяческие опросы общественного мнения, коих в большом количестве проводилось в последнее время, не оставляют сомнения в том, что Пресли – лучший голос ХХ века. И это помимо очевидных фактов, свидетельствующих об этом – достаточно просто послушать наугад любую песню, спетую Элвисом и кем-то еще. Думаю, у любого человека, обладающего хоть каким-то вкусом, выбор будет в пользу первого. Что же такого в голосе Пресли? Кто-то сказал об этом, и пожалуй был прав – он пел так, будто вся его жизнь зависела от того, как он споет эту песню. То есть он вкладывал в не всю душу и при этом каждый раз словно примеривался к ней – как лучше всего ее спеть, в какой интонации и где использовать какие вокальные элементы. К тому же, как известно, Пресли много слушал, перед тем как запеть самому. И именно это ему помогло прочувствовать, как именно нужно петь конкретную песню, в результате чего родился его собственный неповторимый вокальный стиль.
Вспомните манеру заикающегося певца таких песнях как, например, Heartbreak hotel– думаю не каждый певец способен пропеть рок-н-ролл в такой манере, не говоря уже о том, чтобы придумать что-то подобное. Наконец, кто придумал, что песню надо может где-то просто превратить в рев? Кто раньше него додумался до этого? Но все же тут важнее не то, что он был первым, кто придумал все эти элементы современного пения, а то, что в этом никто не смог превзойти его. Не случайно в последнее время стали делать отличные ремиксы с его голосом – ведь, как известно, инструменты и прочее сопровождение можно наложить любые, спой ты хоть сейчас, хоть 100 лет назад. Но если твой голос вне конкуренции – это дает огромное преимущество, ведь достаточно придумать хорошее сопровождение – и песня может стать просто суперхитом – вспомните ремикс A Little less conversation - по-моему просто здорово вышло, как будто Элвис и не погиб в 77 году, а по-прежнему строчит хиты. Я уже не говорю о том, что чтобы записать окончательный вариант песни, Элвис, бывало, столько различных дублей ее делал, используя тот или иной вокальный стиль, что своим трудолюбием просто добивался того, чтобы его вокал был лучше всех. В общем талант плюс трудолюбие и создали этот волшебный голос.
Короче говоря, все вышесказанное свидетельствует об одном – лучшего голоса пока что не родилось на планете Земля, и вряд ли таковой когда-либо будет. И потому необходимо чаще и активнее использовать его в различных проектах с его голосом – создании различных ремиксов и записей концертов в современном сопровождении.
2) Элвис был лучшим в постановке той или иной песни. Он просто чувствовал, какая песня потенциально может стать хитом, и знал, как именно ее нужно поставить, чтобы она стала лучшей именно в его исполнении. Зачастую, по свидетельству близких Пресли, он безошибочно мог определить – какая из предложенных ему вещей станет хитом №1, он просто брал ее, доводил до блеска и становился лучшим снова и снова. Если прослушать все эти черновые дубли хотя бы одной песни – можно почувствовать, как же все-таки сложно было добиться того, что в конечном итоге получалось. И тут Пресли предстает перед нами не только как певец, но и как прекрасный дирижер, кропотливо ставящий свои песни и дающим указания своей команде. Посмотрите фильмы Elvis- That the way it is и Elvis – on tour – вы в этом наглядно убедитесь. Вспомните его интерпретации My way, Somethink, Yesterday – как мне кажется его исполнение гораздо сильнее Битловского и Синатры. И как мне кажется это важнее – спеть песню классно, и вовсе не обязательно быть первым в ее исполнении, главное – быть лучшим, и Пресли был им. Он мало сочинил песен за свою карьеру, хотя таковые имеются, как сочиненные самостоятельно, так и в соавторстве. Но он умел превращать их в шедевр. Даже самые безнадежные вещи он мог сделать мегахитом, просто немного поработав над ними.
3) Думаю, что главная причина столь прекрасного музыкального результата заключается в том, что Элвис был просто профессионалом своего дела, тогда как большинство других музыкантов – просто дилетанты, не желающие работать над собой, своим голосом и постановкой своих песен профессионально. К примеру, когда берёшь книгу и начинаешь ее читать – хочется, чтобы ее писал писатель-профессионал своего дела, чтобы я знал, что написанное – лучшее в своем жанре. Когда хочется читать детектив – вы берёте, например, Агату Кристи и Коннан Дойля, когда приключенческое что-то – Дюма. И при этом нет разницы, если честно, что они из себя представляли – были они хорошими или плохими людьми, праведниками или негодяями, красавцами или не очень – просто хочется читать лучшее из всего что есть. При этом мне не важно – писал свое произведение человек сегодня, или 100-150 лет назад, какой у него был имидж и так далее. Короче говоря – главное – это то, что он должен быть настоящим профи своего дела, чтобы вам нравилось его детище. Когда я покупаю одежду в магазине – мне хочется, чтобы она была качественная и красивая. То есть и тут важно, чтобы ее делал профессионал. Когда хочется послушать музыку – многим хочется слушать Пресли. Не потому, что он был там королем рок-н-ролла и символом 50-х, 60-х, 70-х.. Это интересно конечно же, но по большому счету не самое важное. Также не очень важно то, что он был прекрасным порядочным человеком, хотя это и похвально конечно же. Не всегда важно даже то, что он был секс-символом ХХ столетия, а к концу своей жизни располнел и его стали называть обрюзгшим динозавром из Вегаса. Должно просто нравится слушать его музыку, просто потому, что он был профессионалом своего дела. Его творчество –одно из лучших из всего в жанре современной музыки вообще и рок-н-ролла в частности. И все остальное в большинстве интересует уже только потому, что очень нравится его музыка, потому, что она лучшая. И не так, на мой взгляд, интересно, точно так же как и в случае с писателями – когда пел Пресли – сейчас или 25-50 лет назад. Главное – это качество потребляемого продукта – в данном случае музыки. И тут можно сказать только одно, что этот продукт сделан прекрасным кулинаром. И миллионы фанатов во всем мире свидетельствуют об этом красноречиво, голосуя долларом именно за его музыкальный товар.
4) Музыка Пресли как ничья популярна и современна в наши дни. И именно Элвис, на мой взгляд, сделал ее таковой. Он был тем человеком, который сделал музыку популярной и тем, что она сегодня из себя представляет, то есть современной. – «До Элвиса не было ничего» – золотые слова Леннона. И это действительно так. До 50-х музыка не вызывала такого дикого интереса, да и вообще карьера певца не была так желанна миллионами людей. Тот же кинематограф был намного популярнее музыки. И что мы видим сегодня? Сейчас все только и мечтают о подобной карьере рок-певца. Просто потому, что именно Пресли сделал музыку интересной. Он привнес в нее большое количество элементов, и любой, кто сейчас поет на сцене – непроизвольно использует их, не отдавая себе в этом отчета. До Элвиса была консервативная манера пения – короче примерно то же, что и в СССР 50-х – 60-х годов. И музыка была с уже точки зрения современного человека устаревшей, не несла в себе заложенного Пресли заряда. Обратите внимание – именно с появлением Элвиса произошел перелом в музыке. Сравните музыку до и после появления Элвиса – то есть до и после второй половины 50-х и как говорится найдите 10 отличий. Но еще более удивительно то, что, может, за исключением инструментария, который, однако, несет в себе свой колорит, музыка Пресли как ничья современна, хотя, как известно, начал записываться Пресли уже полвека назад!!! Почему?