В целом в большинстве мест реальный темп старообрядческого пения на сегодняшний день таков, что "крюк", равный в письменной версии "половинной" ноте воспроизводится как "четверть". Только в отдельных песнопениях Стрельниковского, Костромского, Вилковского хоров длительность "крюка" равна "половине".
О специфике звукоизвлечения. Дыхание
Далеко не все и не в каждом старообрядческом храме скажут, какой должна быть система дыхания. То, что нельзя делать паузы в пении, это знали в Стрельникове и Костроме. Антонина Николаевна Задворнова четко и однозначно объяснила мне, что дыхание должно быть цепным: "Правильное дыхание — остановки на конце слов. Потому что нельзя всем передыхать. Одни в одном месте отдыхают, а другие — в другом. Если мы все вместе кончим, то пение обрывается". Припомним и о том уговоре, который существовал между руководителем Стрельниковского хора Федором Иоакимовичем Гусевым, Иваном Алексеевичем Сергеевым и певцами хора: "Если идет долгий звук и не хватает дыхания, один его меняет, а другой, хоть из последних сил должен продолжать петь, тянуть звук". То есть и руководитель, и опытный певец в первую очередь возлагали эту ответственность на себя, чтобы не прерывалось пение. (В пении Морозовского хора на пластинках система дыхания также цепная).
Произношение
В старообрядческом пении чрезвычайно специфична акцентуация. Никогда, никаким способом не выделяются какие-то отдельные слова текста (в отличие от церковной музыки ХVIII-ХХ вв.). Задача певца всегда неизменна только в одном — в четком и ясном донесении текста до молящихся в храме прихожан. Для этого должна быть хорошая дикция. В напеве хористы выделяют структурно-значимые звуки, выраженные определенными знаменами, и соответствующие им слоги текста (в певческих источниках над словами не ставятся ударения). В большинстве приходов исполнители делают в этих местах акцент, или ударение (в некоторых общинах, например юго-западной части России и юга, эти акценты даже чрезмерны, нарочиты). В других храмах, особенно в Стрельниково, Костроме, а также в Новосибирске, структурно-значимые звуки и, соответственно, текст выделяются ферматой. Напев, таким образом, как бы оттеняется темпово-ритмической нюансировкой. При этом одним из главных критериев правильного пения является мелодичность. Амплитуда замедлений осуществляется в выработанных в общинной практике определенных пределах, а не по личному желанию руководителя. Стрельниковские и костромские певцы называют этот прием "делать выдержки". Когда они оценивают пение какого-либо хора, всегда отмечают наличие или отсутствие "выдержек". Повторю оценку пения Рогожского хора в 1963 году на службе, когда владыку Иоасафа (бывшего стрельниковского священника Иосифа) возводили в сан епископа, сделанную Антониной Николаевной Задворновой: "Левый клирос пел хорошо, "с выдержками". Ну, я бы сказала, правильно".
Серьезное внимание в певческой практике у старообрядцев уделяется дикции. Молодых певцов специально учат четко выговаривать все согласные буквы. Слово необходимо пропевать и произносить именно так, как оно написано, а не как принято говорить в том или ином регионе. В реальной практике это часто нарушается. Однако грамотные певцы осознают это и делают в таких случаях замечания, о чем мне рассказывали, в частности, в Стрельниково Если в напеве слогу текста отвечает внутрислоговой роспев, то петь его надо очень плавно и мелодично. В гласовом же пении, где в основном на каждый слог приходится один-два звука, звуки "сливать" нельзя. Все молящиеся должны слышать прежде всего текст стихиры. Важным при этом является членораздельное произнесение слов, особенно если первое слово заканчивается гласной буквой. Например, в сочетании слов "Хвалите имя" между словами необходимо сделать едва заметную паузу. Нельзя, чтобы сливалось в одно слово "те — и". Таких примеров стрельниковцы приводили много. Вот почему напевы самогласнов, подобнов — образцов гласового пения — певцы должны знать наизусть, чтобы при пении не задумываться о напеве. Задача состоит только в воспроизведении напевом текста. В Стрельниково (а также в Куничах, где пение отличается особенно правильной дикцией) справедливо считают, что четкая дикция соответственно обуславливает и правильное звукоизвлечение.
Задержусь еще на некоторых аспектах проблемы звукоизвлечения, — одной из тонких и сложных проблем в изучении старообрядческой певческой культуры (выражаю свою признательность преподавателю РМА им. Гнесиных Е. И. Шевелевой за консультации по данному вопросу). В древних письменных источниках практически отсутствуют какие-либо сведения по данному поводу. Самые же первые записи — Морозовского хора — у старообрядцев датируются началом XX века. Естественно, возникают вопросы: в какой мере опытные певцы несут в этом отношении древнюю традицию; были ли воздействия поздней вокальной культуры; кому надо отдать предпочтение — городским носителям культуры или сельским, и т. д.?
Картина, которую я мог себе представить за многие годы экспедиционной работы, складывается следующая. Все общины можно разделить на две группы. К первой, где поют в академической манере, принадлежат общины Стрельникова и Костромы, Москвы, Гомеля, Кисловодска, Новосибирска. Ко второй группе относятся преимущественно общины юго-западной части и юга России, Украины и Молдовы, где певцы поют открытыми народными голосами. Такое разделение почти напрямую связано с крюковой грамотностью и строгостью унисона в исполнении. В первом случае речь идет о грамотных певцах, поющих одноголосно. Во втором — наоборот (хотя в Куничах много грамотных исполнителей и нет монодии, а в Новопокровском почти нет знатоков крюков, но монодия выдерживается).
Академическое пение у старообрядцев нельзя в полном смысле отождествлять с пением профессиональных певцов, исполняющих светскую музыку. Разница между ними весьма существенная. Старообрядческие певцы, в основном мужчины, как бы "глубят" звук, или, как они сами выражаются, "гундосят", то есть поют и не открытым звуком, и не в полном смысле академически поставленным голосом. Не случайно, певцы, если слушают какую-либо фонограмму, всегда безошибочно отличают свое, старообрядческое исполнение от академического светского или фольклорного именно по манере звукоизвлечения. Очевидно в этом сказывается и то, что это монодийное пение, в нем легче отличить "свое" от "чужого".
Влияют на звукоизвлечение и такие факторы, как размер храма, его акустика, и то, где воспитывался будущий певец — в большом хоре при постоянных архиерейских службах или при полном отсутствии всего этого в приходе десятилетиями. Сказывается, возможно, как и в вопросе о темпе, и географическое положение общины: на севере или на юге и т. д. Наконец, имеет значение природный дар того или иного певца. Можно назвать плеяду классических, в старообрядческом смысле, певцов и священнослужителей, одаренных богатыми, красивыми голосами. В разговоре с исполнителями на такой вопрос я всегда получал однозначный ответ, что тот или иной певец воспитывался в своей общине, он не учился в светских учебных заведениях, ему никто не ставил голос. Школой для него являлась практика на клиросе, культура служащего в приходе священника, певцов в хоре и его учителя по крюкам. Единственно, чему он действительно учился, так это четкой и правильной дикции (о чем уже говорилось выше). Педагоги всегда следили за складками мышц лица, губ. Естественно, это определенным образом влияет на звукоизвлечение.
В Рогожской общине приходилось слушать воспоминания прихожан о посещении их храма в начале прошлого столетия Федором Ивановичем Шаляпиным. По их рассказам, он восхищался диаконами и приглашал некоторых петь в опере. В начале 1980-х годов Михаил Ферапонтович Лазарев, опытный певец общины (ныне покойный), в беседе со мной подчеркивал, что настоящее старообрядческое пение (в том числе и по звукоизвлечению) было тогда, когда хором руководил Я. А. Богатенко (то есть в начале XX века). Себя и своих коллег он считал в этом отношении уже как бы "испорченными" внешними влияниями. Уставщик и певец правого клироса Валентин Александрович Лукин говорил о высоком профессиональном пении духовенства Рогожской общины после войны. Во время официального визита в СССР французского президента Рене Коти и посещения им Старообрядческой Архиепископии рогожские священники исполняли для него стихиры Пасхе (теноровыми голосами). Президент пришел в восхищение. Михаил Георгиевич Морозов, также певец Рогожской общины, объяснял, что во время вручения священнику или диакону кадила в алтаре в начале богослужения произносится молитва. Желательно, чтобы это делалось "ворчковатым басом". Прихожане же, не различая слов молитвы, должны прежде всего слышать "басение", знать, что начинается служба, берется кадило.
Если хор поет академическими голосами, то каждая группа (мужская и женская) поет в унисон. Что касается октавной дублировки голосов, то в мужском хоре она возникает при наличии теноров и басов или пения мальчиков, а в женском — в том случае, если часть поет в академической манере, а другая — в народной (о чем уже шла речь выше). В Стрелъниково в хоре приняты голоса бархатные и приглушенные. Однажды с ними пела гостья из Новосибирска. Стрельниковцы потом отметили, что ее голос "не подходит для нашего хора" из-за своей металлической окраски. В Москве, на Рогожском, как уже упоминалось, особенно на правом клиросе, приняты яркие, звонкие женские голоса. Красиво и по-своему неповторимо в тембровом отношении пение у казаков-некрасовцев (мужское), в Куничах (смешанным составом).
Особый интерес в певческой культуре старообрядцев представляет изучение голосов священнослужителей. В связи с этим, очень важно в службе соотношение последнего звука хора и первого звука возгласа священника, и наоборот. Если священник воспитывался в своей общине, то ему все знакомо и понятно. Если же он из другого места, то в первое время между ним и хором возникают определенные нестроения. В одних случаях священник утверждает свою манеру ведения службы (как это было в Гомеле в 1970-1980-е годы при отце Евгении Бобкове), в других случаях община отстаивает свой, сложившийся стиль (в Стрелъниково).