Жанровым разнообразием отмечается творчество Д. Тухманова. Он пишет песни торжественные и лирические, плакатные и озорные, раздумчивые и лукавые. Его песнш “Родина моя” (слова Р. Рождественского) справедливо называют музыкальным рок-плакатом:
Я, ты, он, она –.
Вместе целая страна!
Вместе дружная семья,
В слове “мы” сто тысяч “я”!
В песне отражается социальная политика тех лет. Не личность, а масса, “историческая общность” – “советский народ” – вот главная ценность. “Я” растворяется в “мы”. Композиторы славят строителей БАМа, КамАЗа, Атоммаша, переезжающих с одной стройки на другую, не имеющих постоянного места жительства, а значит и своего дома. Такова песня Тухманова “Мой адрес - Советский Союз”:
Колеса диктуют вагонные.
Где срочно увидеться нам?
Мои номера телефонные
Разбросаны по городам.
Заботится сердце,
Сердце волнуется.
Почтовый пакуется груз.
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес - Советский Союз?
Было о чем волноваться сердцу. Притупилось чувство патриотизма, трепетное отношение к своему родному уголку на Земле, к своей малой родине. Недаром острословы назвали эту песню песней алиментщика. Теперь, когда известно, что стало с адресом “Советский Союз”, очень многие люди ощутили и поняли, что значит потерять малую родину.
Тема войны, героического подвига людей воевавших и работающих в тылу, к которой обращаются композиторы в связи с юбилейными датами, неизменно вдохновляет их на создание прекрасных произведений. Таковы песни: “День Победы” Тухманова, “Обращение” Петрова, песни к телефильму “Семнадцать мгновений весны” Таривердиева.
Более сложная эпоха родина героев с более сложным внутренним миром. В массовую песню проникают глубокие философские мотивы. Появляются песни с интеллектуальной направленностью на слова Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, М.Цветаевой.
В то же время в 70-е годы в нашем искусстве появляется нездоровый психологический климат коммерческого успеха, наиболее активно проявившийся на эстраде. Атмосфера застоя привела к падению социальных нравов, которое, по нашему мнению, выразились не только в росте пьянства и распространении наркомании, но и в наркотизации сознания молодежи поп-музыкой. Сила звука и ритм в отсутствие смысла текста песен многочисленных вокально-инструментальных ансамблей не может не действовать одурманивающе на психику молодежи.
К началу последних десятилетии 20 века стало очевидным, что старая система в стране разложилась, новая система еще “не созрела”. Старая идеология рухнула, новая еще не сложилась. Настало время преступлений без наказаний. Смертность превышает рождаемость. Заказные убийства не редкость. Террористические акты с сотнями человеческих жертв, сиротство детей при живых родителях, проституция, наркомания, захлестывают страну. Возникла потребность в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, которого прежде в стране никогда не было. Какие же песни поются в такой ситуации? К сожалению, надо отметить, что слушателями песен, которые исполняются эстрадными звездами первой величины: Пугачевой, Кобзоном, Лещенко, Киркоровым, Долиной являются люди старшего и среднего поколений. Молодежь предпочитает энергичную музыку с бессмысленным зарифмованным текстом, так называемую “попсу”:
Мы к вам приехали на час,
А ну, скорей любите нас...
Не рви свою рубашку.
Иди к своей Наташке...
Ах лава- лавочка, подлец ты, Славочка!...
Я не заплачу – это слишком, не буду слезы лить ручьем.
Опять с какой-то замухрышкой
Тебя я видела вдвоем.
Не песни, а подзаборные разборки. А какие “художественные” образы весны:
Вот опять пришла весна,
Как параноя...
Вот и кончилась зима,
Не пойму никак сама:
То ли мир сошел с ума,
То ли я сошла с ума.
О чем заставляют задуматься эти строки? Какие чувства могут разбудить? Какой образ останется в памяти, когда в песне одну и ту же фразу повторяют до 30 раз? Это испытание нервов на прочность, разглаживание обозначившихся извилин в мозге. Какие ассоциации закрепляются в формирующемся сознании ребенка, если он, еще коверкая слова поет:
Я попросил тебя два раза.
Два раза “нет” – сказала ты.
Вот такая ты зараза –
Девочка моей мечты...
Девочка мечты – зараза. Вот смысл этой песни. Нетрудно догадаться о всходах. Какими словами обогатится лексикон ребенка, если он слушает Аллегрову и поет вслед за ней: Все мы бабы-стервы. Повторяет за “Любе”: Дела пошли хреновые. Нелитературные выражения стали обычным явлением даже в песне, о разговорной речи нечего и говорить. Любовь из самого возвышенного чувства рождающего образы зореньки, реченьки, ясной звездочки, долгого эха друг друга превратилась в непонятного мутанта:
Я его слепила
Из того, что было,
А потом, что было,
То и полюбила.
Более “разборчивый” герой встретил “ноги”. Предмет любви более конкретен. Но конкретными оказались и препятствия. Оказывается:
Чтоб любить эти ноги,
Нужен банковский счет.
Чтоб любить эти ноги,
Нужен белый кадиллак.
Более того, любить последнее время - неблагодарное занятие. Вот герой очередного “шедевра” как пострадал: “выгуливал – выгуливал ее глупую собачку”, “покупал ей иностранную жвачку, а она его “кинула”.
Потеря гуманистического содержания в современной эстрадной музыке усугубляется искажением голосов – хрипами и визгами, подменой мужских голосов женскими, всевозможными электронными эффектами, машинизирующими голос. Громкость звучания провоцирует неврозы
Итак, краткий обзор песенного искусства почти что за целый век показывает, что в песне отражается культура людей того или иного времени, что для каждого временного отрезка характерна своя музыка. Песня является в то же время мощным средством воздействия на чувства, волю и сознание людей.
В наше время, когда СМИ обладают колоссальными возможностями, когда по радио можно услышать все что угодно, а по телевизору увидеть все что угодно, необходимо:
Обеспечить жесткую регламентацию) свободного времени детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в эпоху детства идет активное формирование высшей формы психического отражения – сознания. Поэтому важно знать, какими средствами оно формируется.
Родителям и педагогам осуществлять тщательный отбор музыки для прослушивания ее детьми. Это тем более важно, что искусство, в том числе и песня, формирует не только сознание, но и “общественное неосознаваемое”, которым, по мысли известного психофизиолога П.В. Симонова, обеспечивается не контролируемое сознанием усвоение поведенческих эталонов и норм.
В таких условиях к подростковому возрасту будет сформирован эстетический вкус и соответствующее нравственное поведение. Дети сами научатся отделять семена от плевел, и за их досуг можно будет не беспокоиться.
Список литературы
Ансерте Э. Беседы о музыке. М., 1989.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.–Л: Музыка, 1968.
Выготский Л С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М.: Музыка, 1984.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981.
Матутите Е.И. Советская массовая песня 70 - 80-х годов. М.: Знание, 1982.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: Иностранная литература, 1973,
Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988.
Наши песни 1991. М.: Музыка, 1991.
Симонов И.В. Природа поступка // Коммунист. 1988. № 8. С. 87 - 94.
Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М.: Советский композитор, 1986.
Чередниченко Т.В. Кризис общества – кризис искусства. Музыкальный “авангард” и поп-музыка. М., 1985.