Изначально блюз (развлекательная музыка, в отличие от духовных песнопений госпелз и спиричуэл) исполнялась одним-двумя исполнителями под аккомпанемент гитары, губной гармошки, банджо или любого другого имеющегося инструмента. Исполнители - безработные негры (тогда только мужчины) - ходили из деревни в деревню, зарабатывая своим пением. Как правило, любой исполнитель блюза был также и его автором.
Заметим, что в отличие от российской традиции развлекательной массовой песни под гитару - КСП, черному блюзу была всегда присуща некая самоирония и оптимизм, несмотря на общее печальное, меланхолическое настроение.
Духовые оркестры и рэгтайм
В конце 1880 годов практически в каждом из южных городов США были развлекательные черные духовые оркестры (в то же самое время на севере США негритянская музыка была более ориентирована на европейскую традицию). Приблизительно в это время появляется рэгтайм. Изначально это была фортепианная музыка, сочиняемая автором и не предусматривающая никакой импровизации, но духовые оркестры подхватывали всякие популярные мелодии, в том числе и рэгтайм, и достаточно широко их исполняли. Музыка духовых оркестров не могла быть не импровизационной - в большинстве своем музыканты не знали нот.
Золотой век рэгтайма приходится приблизительно на 1898 - 1908 годы, но возник он раньше, а исполняется до сих пор. Сам рэгтайм похож на польку, что особенно подчеркивается аккомпанементом левой руки пианиста; однако правая настолько сильно синкопировала, что возникал ритмический диалог. Однако рэгтайм практически не содержал блюзовых элементов.
Рэгтайм, особенно в популярных версиях духовых оркестров, был развлечением, ориентированным на средний класс, и, естественно, презирался музыкальным истеблишментом.
Музыка, которая еще не называлась джазом (тогда произносили Jass, а не Jazz) зародилась в черных рабочих кварталах южных городов США в последнее десятилетие XIX века. Как и рэгтайм, эта музыка прежде всего была ориентирована на танцы.
Эпоха Джаза
Луис Армстронг доминировал на музыкальном горизонте 20х годов и фактически сформировал джазовый язык следующего десятилетия. Но и остальная танцевальная музыка эпохи джаза была часто далека от полуграмотного бряцания банджо, воспроизводящего популярные песенки. Эпоха джаза породила целое поколение музыкантов, которые варились в одном общем котле, учились друг у друга, интересовались ритмическими и ладовыми новациями, блюзом. Таким образом, достаточно большое количество записанной на граммофон танцевальной музыки содержит поистине гениальные моменты.
Страйд и буги-вуги
Страйд
В отличие от достаточно примитивной последовательности бас-аккорд бас-аккорд, применявшейся в рэгтайме, страйд изобиловал различными приемами аккомпанемента, которые в своей комбинации давали очень изощренную фактуру. Прежде всего, в левой руке, помимо баса, велась (подчас в противоположном от баса направлении) гармоническая линия, которая в оркестре обычно поручалась тромбону. Это требовало больших рук у пианиста, чтобы спокойно брать дециму и даже ундециму - от до до фа через октаву. Впрочем, низкорослые пианисты выходили из положения благодаря своей изобретательности.
Это повлекло за собой значительную гармоническую революцию, так как появились проходящие аккорды, и сама гармоническая линия стала много изысканней. Аккорды значительно усложнились от трезвучий и их обращений до септ- и нонаккордов и их обращений с альтерациями. Сам аккомпанемент представлял из себя законченную логическую линию, в отличие от рэгтайма, где чередование немногочисленных приемов использовалось произвольно для некоторого разнообразия. Это объяснялось, по-видимому, тем, что мастера школы "страйд" сами, как правило, были руководителями оркестров, и свое оркестровое мышление переносили на фортепиано.
Кроме этого, в отличие от исполнителей рэгтайма, страйд-пианисты очень сильно и ярко свинговали, вводя слушателей с помощью одного только инструмента - фортепиано - в то состояние "движения вперед", которое так присуще свингу.
Буги-вуги
В двадцатые годы, в Чикаго развивалась совершенно другая школа фортепианной игры, названная буги-вуги Принцип аккомпанемента в ней строился на повторяемых остинатных (то есть неизменных и повторяющихся) фигурах в левой руке. В партии правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмические (то есть с наложением одного ритма на другой) остинатные конфигурации, кластерные (очень сложные) гармонии с блюзовыми нотами. Характерными чертами буги-вуги является насыщенность брейками (остановка сопровождения в левой руке для выхода на последующую импровизацию в правой) и риффами (короткие мелодические фразы, повторение которых раз за разом нагнетает напряжение). Эти приемы найдут отражение в оркестровом звучании стиля свинг и станут первой ступенькой для рок-н-ролла.
Как правило, буги-вуги игрались на гармонию блюза; этот тип сольного фортепианного музицирования был наиболее популярным на вечеринках. Этот стиль стал национальным помешательством американцев в 1939 году, после того, как три лучших представителя этой школы: Альберт Аммонс
Таким образом………………
Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у учащихся начальных классов проводилось на базе ГОУ СОШ №39 г. Ставрополя среди учащихся 4 «г» класса 2002-2003 уч. г.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатируюшего, формирующего и контрольного.
2. 1 Цель и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе средней образовательной школы № 39 в 4 « Г » классе, чтобы установить уровень развития музыкального вкуса у учащихся.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
В эксперименте участвовало 20 человек. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам которой увидели, какой музыке учащиеся отдают предпочтение и привлекает ли вообще она их внимание (Приложение №1).
Анкета для учащихся 4 классов общеобразовательной школы
Как Вы думаете, что такое музыка?
Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?
Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?
Всем ли нужна музыка?
Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?
Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?
Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?
Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?
Считаете ли Вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?
Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?
О музыке каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на уроке?
Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?
Считаете ли Вы необходимым на уроке музыки разговаривать о современной музыке? Почему?
Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?
Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?
Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?
Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?
Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?
Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребенка?
Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики:
1. «Открой себя через музыку».
Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.
Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.
Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музкальными
звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.
Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.
2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом.
0 баллов – если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.
2. «В гостях у сказки».
Цель: выявить уровень музыкального вкуса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.
Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю.
Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».