Смекни!
smekni.com

Древнерусские колокола и звоны (стр. 5 из 5)

11. Алеппский П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. М., 1896. С. 109.

12. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году. М., 1891. С. 57—60.

13. Об этом см.: Дополнительный Требник. Издан с благословения Св. Синода и преосв. Арсения митрополита Киевского и Галичского, печатан в Киево-Печерской Лавре в 1863 и 1866 гг. "Чин благословения кампана, си есть колокола или звона".

14. Четвертая книга Моисеева. Числа // Библия, книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1983. 2-е изд. Гл. 10. Ст. 1—10.

15. Об использовании колоколов и бил в XI—XII вв. см. ч. VI наст. изд.

16. С. П. Казанский полагает, что в языческую пору славяне использовали била восточного образца, которые привешивались к ветвям деревьев. Казанский П. С. О призыве... С. 305; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 24.

17. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. С. 8.

18. Записки Императорского Археологического общества. Т. 1. 1836. С. 12. Примеч. 1.

19. Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения. 6-е изд. СПб., 1899. С. 32—33.

20. Новая скрижаль. Ч. IV. Гл. 21. § 3.

21. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 133. Примеч. 145.

22. Труды Московского Археологического общества. М., 1870. Т. II. Материалы для археологического словаря. С. 5.

23. Шашкина Т. Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985.

24. Никольский К. Пособие к изучению Устава. С. 34—35.

25. Типикон сi есть Устав. М., 1906. Гл. 35. Перепечатан Московской Патриархией в 1954 г.

26. Типикон. Гл. 9. "О еже како подобает знаменати на всяк день".

27. Владышевская Т. Ф. Красный звон // Колокольные звоны: Практическое руководство для православных звонарей. М., 1997. С. 84—95.

28. Типикон. Гл. 9 "О еже како подобает знаменати на всяк день".

29. Типикон. Гл. 35.

30. Чиновник Новгородского Софийского собора. 36; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 271—272.

31. Кандия (иначе колоколец или ясак) — маленький колокол, которым дается знак звонарю на колокольне о времени благовеста или звона.

32. Типикон. Последование Пасхи.

33. Одним из первых специалистов, записавших звоны нотами, был А. А. Израилев (Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884). С. Тосин собрал разные виды нотированных звонов, некоторые нотировал сам См.: Тосин С. Колокола и звоны в России. Новосибирск, 2002. С. 385—393.

34. "Выходы патриаршие" в Дополнениях к "Актам историческим". СПб., 1853. Т. V. С. 98, 105, 112, 133; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... Вып. 3. С. 267.

35. Чин избрания и рукоположения архиерейского // Никольский К. Пособие... С. 40.

36. Типикон. Последование первой седмицы Великого поста.

37. При выносе тела патриарха Иоакима был благовест, "переменяя во все колокола изредка". См.: Временник Императорского Московского Общества истории и древностей российских. 1852. Кн. 15. С. 22.