Смекни!
smekni.com

Рашид Бейбутов (стр. 3 из 3)

"Оркестр Рашида Бейбутова - сильный, квалифицированный коллектив, почти целиком, состоящий из молодых музыкантов-азербайджанцев, - отмечалось на страницах журнала "Советская музыка" (1959 год, №8) - Техникой джазовой игры, искусством ансамбля, характерными эстрадными соло они владеют в совершенстве. Вместе с тем это не просто обычный джаз-оркестр. В его составе мы встречаем и любимейшие народные инструменты Азербайджана - тар, кеманчу, и характерные эффекты игры на ударных живо напоминают национальную манеру азербайджанских бубнистов". И хотя ансамбль пользовался неизменным успехом, все-таки Рашид Бейбутов не был им удовлетворен. С его жаждой выступать как можно больше, с его любовью к небольшим площадкам, ансамбль казался ему слишком громоздким. Крупному ансамблю нужны режиссеры, постановщики, художники, которые могут с ним работать постоянно длительное время, переезжая из города в город. В их задачу входит объединить в одно целое песню, танец, музыку, текст, сценографию. Но коллектив, крупный сам по себе, да еще связанный с большим количеством людей, обслуживающих его, теряет свое подвижность, мобильность. А это совершенно не устраивало Бейбутова, и постепенно он пришел к той форме концертной бригады и концерта, которую артист назвал "Театр песни". Здесь песня не просто поется. Она играется. Легкая деталь оформления - скамейка, шатер, специальная подсветка лучом "волшебного" фонаря, костюм исполнителя, балетные вставки - все помогает раскрыть сюжет песни, сделать ее образной. Такой концерт - это, конечно, не обозрение и не ревю. Здесь нет артистов-разговорников. Только музыка и песня, но песня театрализованная, мизасценированная, начиная от выхода артиста и до его ухода за кулисы. Теперь Рашид Бейбутов сам осуществляет всю постановочную работу, рисует эскизы, декорации, придумывает костюмы, сам пишет сценарий.

Отказывается Бейбутов и от большого оркестра. На сцене всего семь музыкантов. Это Рафик Бабаев, композитор, создатель оркестра и автор многих исполняемых вещей, а также всех аранжировок, его руку трудно не узнать в музыкальном почерке спектакля; Тофик Шабанов - все виды саксофона, кларнет, национальные духовые, тар, гармонь, орган, электрогитара; Чингиз Топчибашев - бас-труба, тромбон, национальные струнные. Справа на сцене - Михаил Петросов - ударные. На одной линии с ним - Ровшан Рзаев, пианист и виброфонист, от которого идут две длинные волны звука. И, наконец, солист на гитаре Юрий Сардаров. "Театр песни" Бейбутова исключительно мобилен, легок на подъем. Оказалось, что лучшие качества современной эстрадной песни - одухотворенность, высокая экспрессия исполнения, импровизационность, демократизм - нисколько не противоречат фольклорным традициям. И когда в исполнении Рашида Бейбутова народная песня становится эстрадной, а эстрадная - народной, это не кажется парадоксом. Но при этом Бейбутов, конечно, далек от той неоправданной модернизации фольклорных песен, которая находит место на эстраде. Ему свойственно на редкость бережное отношение к народной песне. Он сам прекрасно сказал об этом в газете "Бакинский рабочий" (1961 год, 1 ноября): "Как драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани". Думается, что эти слова можно отнести ко всему многообразному творчеству Бейбутова. В нем сочетаются черты исполнителя народных песен, эстрадного артиста, камерного певца и солиста оперы. В своем исполнении он не столько стремится к вокальной виртуозности, хотя его лирический тенор очень красив и интонирование поражает чистотой и точностью, сколько к правдивой передаче эмоций. Артист знает секрет владения вниманием слушателя. И неважно, что он поет - народную песню, романс, оперную арию или эстрадную песню, - слушателя завораживает его искусство, у каждого возникает такое ощущение, что артист поет только для него, именно его делает соучастником вдохновенного творческого процесса.

Продолжая традиции народных певцов Азербайджана, Бейбутов прекрасно владеет даром импровизации. Чутко прислушиваясь к публике, он всегда умеет найти нужные смысловые и мелодические акценты, новый жест, новую интонацию, которые заставляют звучать по-новому уже знакомую песню. Бейбутов смело вносит изменения в нотный текст, особенно во вступлении и в концовке. Но эти изменения никогда не затрагивают ни гармонической, ни ладово-интонационной структуры мелодии. Так, он может неожиданно начать песню с традиционной азербайджанской мугамной1 импровизации, которая носит характер своеобразного лирико-повествовательного зачина. В каденции2 песни он часто использует изысканные красивые юбиляции3 в высоком регистре. Но все эти приемы не самоцель - они служат более полному раскрытию смыслового и образного строя песни, помогают с еще большей яркостью подать ее художественное содержание. Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимают произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова) и "Алагез" на стихи З. Джаббар-Заде (русский текст М. Матусовского), "Севгилим" Р. Гаджиева на стихи Э. Алий-бейли. Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина. Но какое произведение ни пел бы артист - песни народов мира или песни своего родного Азербайджана, эстрадные песни русских советских композиторов или песни композиторов братских республик - любое звучит у него по-особому, по-бейбутовски. Его не спутаешь ни с каким другим исполнителем. Самобытная одаренность, годы неустанного труда создали его собственную неподражаемую манеру пения. Родина высоко оценила творческую деятельность Рашида Бейбутова. Он народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина. Видный азербайджанский музыковед Э. Абасова пишет: "Рашид Бейбутов прошел большой творческий путь, не изжив себя. Певца по-прежнему слушают с большим удовольствием и те, кто слышал его много раз, и те, кто впервые знакомится с его искусством. Бейбутов стоит в первых рядах тех, кот умножает вклад Азербайджана в развитие советской музыкальной культуры, кто способствует самому широкому признанию азербайджанской музыки".