Смекни!
smekni.com

Древнерусские музыкальные инструменты (стр. 3 из 3)

О стадиях строительства гудка дают представления две заготовки из слоёв XIV - XV вв. В одной из них, обгоревшей при пожаре, сосуд остался не выдолбленным.

Археологических образцов погудальца пока что не выявлено. Его реконструкция осуществленна по изобразительным и этнографическим материалам.

Теперь в двух словах об основном реконструкторском методе. После извлечения обломка музыкального инструмента из влажного культурного слоя необходимо сразу же изготовить его копию. Из бруса современной размоченной и соответствующей подлиннику породы древесины изготавливается его копия вместе с научно обоснованным вариантом реконструктивного дополнения. Далее копия тонируется под цвет археологического образца, а дополненные части остаются светлыми. В отличии от подлинника такая копия, высыхая, даёт естественную усадку, в следствии чего без особых математических расчётов сами собой определяются размеры древнего музыкального инструмента в его здоровом сухом состоянии.

Таковы краткие сведения о древнем новгородском инструментарии, богатейшее собрание которого вместе с реконструкторским опытом давно уже способствует решению проблем музыкальной археологии в других местностях. Вот почему одна из археологических находок IX - XIV вв. в Хедебю (Норвегия) была определена как заготовка фиделя, то есть инструмента, идентичного гудку, а гданьская находка гэншьле (Польша), то есть гуслей XIII в., доказательно реконструирована как щипковый музыкальный инструмент. Точно также по сравнительно небольшому обломку удалось реконструировать и псковский гудок XIII в., принадлежавший, вероятнее всего, профессиональному музыканту - скомороху.

Всё это, обнажая подчас неизвестные стороны европейской музыкальной культуры, не может не влиять и на понимание некоторых общеисторических процессов в средневековой Европе.