Каждый год оркестр давал для Рабочего филармонического общества шесть утренних воскресных концертов. Вскоре общество стало издавать журнал под названием «Fruccions» («Плоды»). Здесь достаточно привести заголовки некоторых статей из обычных номеров: «Взаимосвязь между искусством и мировоззрением», «Поздние квартеты Бетховена», «Стравиский и ритм», «Шуберту – слово признания», чтобы понять, насколько искусство проникло в жизнь простых рабочих.
Прошло несколько лет, и у общества появилась своя музыкальная библиотека, в создании которой принимали участие Пабло Казальс и его брат Энрике. У рабочего филармонического общества вскоре появился и свой собственный оркестр, набранный целиком из рабочих. Они давали воскресные концерты в Барселоне и других промышленных городах Каталонии, а также выступали в больницах и тюрьмах.
Музыканты и музыковеды из разных стран приезжали в Барселону знакомиться с деятельностью общества.
В Каталонии членами Рабочего филармонического общества и его филиалов состояли десятки тысяч людей. Казальс говорил: «Задумай мы силами общества совершить революцию, нам, несомненно, удалось бы захватить власть.
В 1931 году в Испании была провозглашена республика. В этом же году Каталония была объявлена автономной республикой. Пабло Казальс был избран почетным президентом Совета, управлявшего музыкальной жизнью Каталонии «junta de Musica», и принял активное участие в распространении музыкального просвещения. Музыка, да и вообще все виды художественного творчества, превращались в достояние простых людей. Открылось более десяти тысяч новых школ для рабочей молодежи.
Все эти просветительские начинания Пабло Казальса были прерваны в 1936 году, когда в стране вспыхнул фашистский мятеж. Испанский генерал Франциско Франко, поддерживаемый Гитлером, захватил власть в Мадриде. 18 июля фашистские части пошли на Барселону.
В этот день маэстро репетировал с оркестром и хором «Orfeo Graciens» девятую симфонию Бетховена, которая должна была исполняться в концерте Народной олимпиады в честь мира. Во время репетиции Казальсу сообщили о необходимости срочной эвакуации. Тогда он обратился к музыкантам со словами: «Друзья мои, не знаю, когда мы теперь встретимся снова. Так не сыграть ли нам перед разлукой бетховенский финал?» Пабло Казальс рассказывал потом, что оркестранты и артисты хора еще никогда не играли и не пели с таким воодушевлением.
Во время гражданской войны в Испании Казальс был представителем комитета по оказанию помощи демократам Испании, который был создан музыкантами в Соединенных Штатах Америки. В его состав также входили: Сергей Кусевицкий, Альберт Эйнштейн, Вергилий Томсон, Ефрем Цимбалист и Олин Даунс.
Также в то время Пабло Казальс совершает поездки по Европе, Южной Америке, Японии, выступает с концертами, сборы от которых идут на приобретение продовольствия, одежды и медикаментов для народа Испании. Иногда он возвращается в Испанию и дает концерты в госпиталях, театрах, приютах для бездомных детей.
Однажды, когда проходила репетиция в театре Liceu, рядом началась бомбежка. Испанские музыканты бросились врассыпную, тогда маэстро взял свою виолончель и начал играть сюиту Баха. Все музыканты вернулись на свои места и продолжили репетицию. Вот какой силы духа был этот великий человек!
После падения республики в 1939 году Пабло Казальс жил в изгнании. Он поселился на юге Франции в небольшом городке – Праде. Этот город расположен вблизи испанской границы, и среди его жителей было много соотечественников Казальса. После оккупации Франции фашистами Пабло Казальс категорически отказался выступать с концертами. Во время оккупации он жил в постоянном ожидании ареста и в тяжелейших материальных условиях.
Уже позже маэстро говорил, что только работа над ораторией «El Pessebre» («Ясли») на слова каталонского поэта Жоана Алаведры* помогла ему продержаться до конца войны. В этой оратории он воплотил образы простых людей – пастухов, рыбаловов, пахарей. В ней слышатся интонации каталонской народной музыки и ритмы сарданы.
Позже он писал Гинзбургу: «В это произведение я вложил свое отношение к настоящей музыке и чувства к моей родине – Каталонии. Произведение несет в себе послание мира, и финал его представляет большой хорал, воспевающий мир и братство».
В декабре 1960 года в Мексике в городе Акапулько состоялась премьера оратории Пабло Казальса (в честь его восьмидесяти четырехлетия). Эта оратория была исполнена под управлением маэстро более тридцати раз – в Мексике, Италии, Сша, Англии, Франции, Венгрии, Японии и других городах.
После окончания войны Казальс возобновил концертную деятельность во Франции, Швейцарии, Англии. Первый концерт после победы над Германией состоялся 27 июля 1945 года в Лондонском «Альберт-Холле».
______________________________________________________________
* Казальса и Аловедру связывали теплые дружеские отношения, Жоан очень помогал Казальсу во время войны.
К сожалению его надежды на то, что в Испании, после победы над фашизмом, падет диктатура Франко, не оправдались.
Пабло Казальс постоянно обращался с просьбами помочь демократическим кругам Испании к крупнейшим политическим и общественным деятелям, но его просьбы были проигнорированы. И тогда великий музыкант отказывается от своей концертной деятельности, и, таким образом, объявляет свой протест. Так он писал Д.Д. Шостаковичу: «Несправедливость, постигшая мою страну после окончания войны … заставила меня принять решение не играть до тех пор, пока Испания не покончит с режимом, который должен считаться позором для всего мира».
С этого времени Казальс некоторое время безвыездно проживал в Праде. В 1950 году в Праде состоялся первый баховский фестиваль, посвященный двухсотлетию со дня смерти И.С. Баха. Доход с фестиваля Пабло Казальс отправил в «фонд помощи каталонским беженцам». В фестивале принимали участие скрипачи Ж. Сигети, И. Стерн, А.Шнайдер, А. Громов, Э. Морини, виолончелист П. Тортелье, пианисты Р.Серкин, Ю. Истомин и многие другие музыканты. Сам маэстро исполнял сольные сюиты Баха и камерные произведения, а также дирижировал Брандербургскими концертами и другими оркестровыми произведениями.
Баховские фестивали стали проводиться ежегодно и продолжались до 1966 года включительно. Они посвящались в основном Баху, Брамсу, Вивальди, Моцарту, Бетховену, Шуберту, Шуману. Каждый год в начале лета в Праде приезжало множество музыкантов и любителей музыки, чтобы послушать игру великого музыканта и исполнителя.
Также в прадских фестивалях не раз участвовали советские музыканты, в том числе Д.Ф. Ойстрах, а также представители более молодого поколения: И. Ойстрах, Н.Зерцалова, И. Бочкова. Д.Ф. Ойстрах относил творческое общение с великим испанским музыкантом к самым сильным музыкальным переживаниям. При первой же их встрече Казальс в ансамбле с Хоршовским сыграл сонату e-moll Брамса.
Р.Ю. Ойстрах писал: Впечатление от этого первого музыкального контакта с Казальсом было огромным и не только оставалось неизменным, но все увеличивалось и возрастало при каждой последующей нашей встрече, совместной репетиции, концертном выступлении.
Пропаганда современной музыки
Вернемся к просветительской деятельности Пабло Казальса. Помимо популяризации творчества современных испанских композиторов: Гранадоса, Альбениса, Мануэля де Фальи и Джулии Гаретты, Казальс познакомил мир с такими композиторами, как Эммануэль Моор, сэр Дональд Ф. Тови и Юлиус Рентген. Остановимся немного подробнее на этой теме.
С Эммануэлем Моором Казальс встретился впервые в 1907 году в Лозанне, их познакомил Брандуков, который в это время являлся проректором Московской консерватории. После проигрывания Моором своих произведений, Казальс счел своим долгом помогать в распространении его музыки. Эммануэль Моор был великолепным пианистом и композитором, но отличался вспыльчивостью и очень тяжелым характером, поэтому его музыку нигде не исполняли. Пабло Казальс всерьез занялся его музыкой, и не без труда добился того, чтобы крупнейшие дирижеры той эпохи – Никиш, Штейнбах, Менгельберг и другие – согласились включить в свои программы некоторые из его произведений. В Париже маэстро дирижировал концертом, состоящим целиком из произведений Моора со специальной целью ознакомить публику с его творчеством. Также Казальс организовал концерты камерной музыки Моора, все расходы по которым брал на себя. Из уважения к Пабло Казальсу и благодаря его настойчивости такие известные артисты, как Изаи, Креслер, Корто, Тибо и другие, соглашались исполнять произведения Моора. Также маэстро сумел добиться исполнения одного из сочинений Моора в лондонском Обществе концертов классической музыки. Как композитор, Моор отличался редкой плодовитостью. Из его произведений следует отметить сонату для виолончели и фортепиано, концерт для двух виолончелей с оркестром, Тройной концерт для скрипки, фортепиано и виолончели, и скрипичный концерт. Сонату для виолончели и фортепиано Пабло Казальс исполнял множество раз, концерт для двух виолончелей он неоднократно исполнял со своей женой Гиллерминой Суджиа, Тройной концерт впервые исполняли Корто, Тибо и Казальс – это исполнение в Швейцарии имело огромный успех; скрипичный концерт Моора исполнял Изаи во время турне по Англии. Все эти произведения вошли в копилку мирового исполнительства, правда, после смерти Казальса почти перестали исполняться.
Также следует сказать несколько слов о Дональде Фрэнсисе Тови. Тови был великолепным пианистом и композитором, но очень долго не мог добиться общественного признания как композитор. Пабло Казальс неоднократно исполнял виолончельный концерт Тови и считал его самым значительной композицией этого композитора, достойной числиться среди лучших произведений музыкальной культуры.
Первое исполнение состоялось в Эдинбурге осенью 1934 года и вызвало настоящий взрыв энтузиазма. После концерта Тови сказал Казальсу: «Сегодня я впервые добился того, чего мне еще никогда не удавалось достичь: признания меня как композитора».