Марина Толстоброва
Библейские инструменты: Органум (Organum), Туба (Tuba), Фистула (Fistula), Китара (Cithara), Самбука (Sambuca), Псалтерий (Psalterium), Тимпан (Tympanum), Хорус (Chorus), Кимвалы (Сymbalum), изображенные и описанные в так называемых посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями, созданных предположительно в IX-X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15). Создателем этих писем традиционно считается Св.Иероним — создатель Вульгаты, чьи многочисленные письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в теч. X-XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus eius из MS 843 “De universo” Рабануса Мавра. Каждый инструмент имеет свое изображение, описание формы и внешнего вида и аллегорическое толкование, необходимое для своего рода “освящения” библейских инструментов, чтобы они вошли в христианский культ.
Последнее упоминание Инструментов Иеронима — в трактате М.Преториуса Sintagma musicum-II; этот фрагмент взят им из трактата С.Вирдунга Musica getutscht 1511.
Уже ко времени написания посланий многие из инструментов были неизвестны: "Ты принуждаешь меня, Дарданин, рассказать тебе в двух словах о различных видах музыки, т.е. о тех инструментах, которые упомянуты в послании Даниила, вид и звучание которых я изучил. О прочих из-за их отсутствия я не могу ни знать, ни рассказать, ибо знания каждого человека основываются на его опыте. Но если мы земные вещи мудро и внимательно рассмотрим, то будут они поняты в духовном или мистическом плане."
Довольно условно нарисованные инструменты из-за многократного, часто неточного копирования, со временем вообще потеряли какую-либо связь с реальными музыкальными инструментами. Вирдунг колеблется между возможным их реальным применением и предположением, что они должны иметь "иной смысл" и пишет, что он совсем не знает "как они использовались", кроме того изображения Вирдунга уже совсем не похожи на реальные инструменты.
Органум (Organum)
В описании прежде всего подчеркивается необычно громкая звучность инструмента, из-за чего он уподобляется органу иудеев, который слышен от Иерусалима до Масличной горы (парафраз из Талмуда “Из Иерихона слышен...”). Описан как полость из двух шкур с двенадцатью мехами, накачивающими в нее воздух, и двенадцатью медными трубками, издающими “громоподобный вой” — своего рода волынка. Более поздние изображения сочетали в себе элементы волынки и органа. Меха очень часто не изображались, клавиши и трубы могли изображаться весьма условно. Вирдунг помимо всего прочего еще и переворачивает изображение, т.к. вероятно, оно было скопировано им из другого источника и он не имел представления, что это за инструмент.
Аллегория: Аллегорическое толкование связано с Евангельской числовой символикой: 12 мехов означают Пророков, 12 труб — Апостолов, орган — губы Отцов Церкви, поясняющих Евангелие.
Туба (Tuba)
Текст описывает инструмент из трех труб на одном конце металлического корпуса для вдувания и из четырех звучащих на другом, из которых “исходит сильный и резкий рев”. Инструмент типа тромбона, полумеханический, использовался в качестве сигнального инструмента. Медный корпус представлял собой гидравлический накопитель воздуха. Описание во многом совпадает с описанием акустической чудо-машины арабско-византийского мира, органа-тромбона, полумеханического инструмента, описанного в трактате Пс.-Аристотеля “О правлении”.
Аллегории: три трубы сравниваются с Троицей; четыре звучащие трубки — с четырьмя Евангелистами, медный корпус — с торжеством веры. Вирдунг приводит лишь аллегорическое толкование чисел три и четыре.
Фистула (Fistula)
В тексте описывается как ящик из кованой меди четырехугольной формы, на котором установлено “дерево”, имеющее форму угла, другой конец которого свисает, не касаясь земли. По сторонам этого ящика на цепях висят 12 колокольчиков с язычками, по три на каждой стороне. Когда воздух внутри ящика приводится в движение, язычки в колокольчиках колышутся и издают звон.
Инструмент типа “дерева с колокольчиками” — по типу восточно-азиатских колоколов или византийских механических чудес — золотого дерева с птичками, оживлявшимися с помощью воздуха, накачававшегося мехами.
Аллегория: основной корпус уподоблялся Отцам Церкви, в которых говорит Дух Святой; цепи символизировали веру: подвески, несоприкасающиеся с землей — не связанность с плотским: 12 колоколов — 12 Апостолов. Аллегория, приведенная Вирдунгом, соответствует тексту письма.
Китара (Cithara)
Описывается струнный инструмент треугольной формы, повиду напоминающий греческую букву D, имеющий 24 струны. Китара — единственная из всех библейских инструментов не рассматривалась как варварский инструмент, а пользовалась большим уважением как инструмент царя Давида (вместе с псалтерием).
Аллегория: 24 струны символизировали 24 старцев Апокалипсиса, три стороны — Троицу. Вирдунг вообще не дает описания этого инструмента, лишь сообщает о его треугольной форме и называет его арфой.
Псалтерий (Psalterium)
По-латыни именовался Laudatorium — буквально “служащий для восхваления”. Имел форму квадратного ящика с десятью струнами, наиянутыми поперек. Аллегория: десять струн символизировали десять заповедей, квадрат — четырех Евангелистов. Вирдунг также не дает описания, но сообщает о том, что он "не видел иного, нежели треугольной формы", возможно, путая его с Китарой.
Тимпан (Nympanum)
Описание инструмента практически отсутствует. О нем сообщается лишь, что он “был настолько малд, что его могла носить женщина в одной руке”. Первоначально определяется как духовой инструмент, и лишь позже, у Исидора и Рабануса он описывается как ударный. В рукописи Псалтыря изображен волынкообразный инструмент, по-видимому, имевший меха. Вирдунг описывает его несколько иначе, как разновидность тубы, принимая меха за трубку.
Хорус (Chorus)
“Это простой мех с двумя медными дудками,через одну из них дуют, а через другую звук исходит наружу”. Это описание соответствует реальному инструменту — волынке. Сам термин, вероятно, позднейшего происхождения. Августин пользуется словом concordia ( греч. symphonia), отсюда и происходит chorus. Вирдунг, описывая этот инструмент, принимает меха за две расходящиеся посередине трубки.