Смекни!
smekni.com

О MIDI, GM, XG и прочем… (стр. 1 из 2)

О MIDI, GM, XG и прочем...

Сергей Ахтямов

При написании этого материала используются знания, полученные при прочтении книги Роджера Джеймса Брауна "Искусство создания танцевальной музыки на компьютере" и статей из Интернета (прочитанных в разное время и в огромных количествах). Возможно от большого количества информации в моей голове что-то перепуталось, тогда просто поправьте меня:-)

У меня возникла мысль, что надо бы устроить небольшой ликбез. Понятное дело, не всем это нужно, кто-то и без меня больше знает. Но поскольку приходит много писем с вопросами на околомузыкальные темы, а понять, чего хочет знать тот или иной товарищ (или господин) - весьма затруднительно, поскольку вопросы и мысли выражаются что называется своими словами (а слова бывают разные). Вот и выходит, что надо бы прийти нам к единому стандарту в общении. А поскольку стандарты в музыке введены и без нас, то лучше и рассмотреть готовые, а не изобретать велосипед. Постараюсь быть последовательным, но в общем как получится.

Ну так вот. Из-за чего собственно путаница? А все из-за того, что большинство обращающихся не имеют четкого понимания, что такое секвенция, секвенсор, миди. Многие путаются со стандартами GM и XG. Иногда бывают такие фразы: "расскажите о программах для оцифровывания музыки" - более чем расплывчато, и не понятно, представляет ли четко человек, о чем спрашивает. По крайней мере отвечать трудно на поставленный таким образом вопрос. Или вот, к примеру - "программы для микширования wav формата". Как отвечать на такой вопрос?

Я лично с пониманием отношусь к таким вопросам. Не может человек сразу всего знать и кто-то должен ему об этом рассказать (раз никто не рассказал до этого). Насколько хорошо это у меня пролучится - не знаю. Но попробую. Плана четкого пока нет. Буду плыть по течению, по ходу буду ориентироваться. Если что не так, напутаю чего - поправьте меня:)

MIDI

С чего начнем? Ну для начала рассмотрим такое понятие, как MIDI. Возможно кто-то уже ухмыляется, ему кажется, что проще вопроса нет. Но все же я обещал быть последовательным и если кому-то все понятно, то никто и не запрещает пропустить эти строчки.

MIDI. Вообще MIDI - это Musical Instrument Digital Interface, цифровой интерфейс музыкальных инструментов, или что-то в этом роде. Это дословный или полудословный перевод аббревиатуры. Если сказать чуть попроще - то midi это музыка, которая записывается и в виде цифр и команд (а команды в конечном счете ведь тоже в виде цифр подаются, ну там логический ноль или единица - это же цифры), а воспроизводится путем расшифровки этих команд, преобразования этих команд в звуковой сигнал и озвучивания при помощи аккустических приспособлений (колонок, наушников).

General Midi. После принятия стандарта MIDI был разработан обобщенный стандарт - GM (General MIDI). Для чего это было сделано, что подтолкнуло к принятию единого обобщенного стандарта? Зачем собственно нужен этот стандарт? А вот зачем.

Существует стандарт midi, есть возможность писать в midi-формате. Вы делаете свою аранжировку, записываете файл музыки в этом стандарте на дискету (а это всего навсего набор команд и занимает несколько десятков киллобайт), или делаете себе страничку в Интернете и выкладываете свое произведение туда, на всеобщее прослушивание.

ПОсетители скачивают вашу музыку, нажимают Play на своих проигрывателях, и что они слышат? Вместо фортепиано какой нибудь орган, pad или еще хуже - невнятную дробь барабанов, а вместо барабанов бог знает как звучащую скрипку. Вобщим они слышат что угодно, только не то, что вы так доолго и старательно писали. А все это потому, что если нет единого стандарта - то в вашей звуковой карте под номером 3 может стоять пианино, под номером 35 бас гитара или все что угодно. У человека, скачавшего вашу музыку возможно совсем другая звуковая карта, и в ней под этими номерами стоят совсем другие инструменты. И если вы написали музыку на своей карте - то для того, чтоб ее прослушать, нужно иметь точно такую же карту. Ну очень неудобно!

С принятием же GM все стало на свои места. General Midi устанавливает единый набор из 128 музыкальных инструментов. Все звуки в наборе разбиты на группы (фортепиано, органы, подклады): 16 групп по 8 звуков в каждой группе. Сделав аранжировку на своем компьютере (с любой картой) вы можете быть уверены, что слушатели услышат ее примерно такой же, как вы ее задумали. Почему примерно? Потому что сами звуки инструментов на картах разных производителей могут немного отличаться тембрами, качеством, но сама схема инструментов везде одинакова. Если на втором треке вы записали партию бас гитары - то бас гитару услышат и все.

Стандарт GM устанавливает, что синтезатор должен воспроизводить как минимум 16 полифонических нот, или если сказать проще, то должна иметься возможность воспроизводить одновременно не мене 16 нот.

Для ударных GM выделяет 10 канал. Чтобы партия ударных воспроизводилась правильно, как была задумана, General Midi предусматривает набор для ударных инструментов. В этом наборе звук каждого инструмента (большой барабан, малый, хай-хет, тарелка и пр.) соответствует определенной ноте.

XG

Но ничего не стоит на месте и был создан стандарт XG. Как расшифровывается XG - я не знаю:(

Может быть это Extended General, потому что стандарт XG - это раширение стандарта GM фирмы Yamaha. Но вообще смысл в следующем.

XG поддерживает звуковую схему из 128 инструментов и набор ударных стандарта GM , но фирма Yamaha добавила к ним немножко своих инструментов:) Сколько это немножко? Сами считайте. Общее количество инструментов в стандарте XG - 676. Добавлено и немного наборов ударных (21 набор).

Это конечно о многом говорит, но в то же время это далеко и не все прелести. В XG добавлено много новых контроллеров, которые могут сильно менять звучание зашитых в ПЗУ сэмплов. Это позволяет музыканту более полно воплотить свои замыслы в музыке. Огромное количество эффектов в реальном времени позволяют сильно оживить композицию.

Немаловажную роль играет тот факт, что на картах стандарта XG нормально воспроизводятся и композиции, написанные в GM. Даже больше того, часто такие работы на карте XG звучат даже лучше, чем на карте стандарта GM. Так происходит потому, что фирма Yamaha грамотно запрограмировала значения контроллеров по умолчанию. Это конечно не самое главное, но при прослушивании композиций, не оптимизированных под XG, это дает неплохие результаты (значения хору, реверберация и пр. оказывается чаще всего именно таким, как надо). Если же вы пишете музыку - то наверное все равно будете изменять и заново устанавливать значения контроллеров (вообще для полноценной композиции это просто необходимо).

Програмный синтезатор.

Как же ощутить эти прелести? Если вы не имели счастья наслаждаться звуком карты от Yamaha, то поробую рассказать, как это сделать не покупая карту. Воспользуемся програмным синтезатором Yamaha Sond S-yxg100 (это програмный аналог звуковой карты Yamaha S-YXG50) . Я протестировал сначала его и только потом установил на компьютер карту Yamaha. Кстати програмный синтезатор звучит точно так же, как и звуковая карта Yamaha (больше того, шумов с програмным синтезатором было меньше, но это уже зависит от вашей карты, наверное). И с ним можно делать композиции в стандарте XG так же, как если бы у вас была установлена карта, поддерживающая этот стандарт.

Тестировал софт-синтезатор я на компьютере P-166mmx/96mb. Как видите компьютер с довольно скромными характеристиками. Это как раз минимально рекомендованая для этого синтезатора конфигурация.

Я установил синтезатор и загрузил в него несколько композиций, оптимизированных под XG. Предварительно я прослушал эти композиции на карте с набором звуковых схем GM. Впечатление было не очень, так себе звучание, бедновато, местами показалось, что инструменты подобраны не совсем точно. После прослушивания их через софт-синтезатор мое мнение резко изменилось. Есть объем, реверберация, динамично изменяющиеся параметры резонансных фильтров и различных звуковых эффектов делают музыку живой и более богатой. То есть явно другое звучание. Именно другое. Не кажется, не вроде бы, а явно более качественное. Конечно же авторам композиций приходилось уделять эффектам больше внимания и времени - но затраты окупают себя качеством звука.

Очень рекомендую послушать музыку в формате XG. У вас дешевая карточка? Это не страшно. Если у вас компьютер не ниже 166mmx. Но при более слабой конфигурации можно снизить частоту воспроизведения до 22 кгц или ниже, можете поэкспериментировать.

Для начала надо скачать синтезатор. Скачать можно на сервере midi.ru (авторам сайта MIDI.RU наши благодарности от лица всех посетителей и подписчиков рассылки).

И так синтезатор Yamаhа S-YХG100 (6.3 Мб) к вашим услугам. Конечно 6,3 мб вроде многовато - но это стоит того, и если есть возможность скачать - то скачайте.

Распакуйте zip-архив. Пароль для архиваwww.midi.ru .

Запустите файл setupson.exe.

Перезагрузите компьютер и запустите програмный синтезатор.

В разделе setup driver выберите драйвер Yamaha.

Установите желаемую частоту дискредитации для воспроизведения в соответствии с мощностью компьютера.

Включите или отключите эффекты Reverb, Chorus и Delay.

Нажмите большую круглую кнопку для редактирования play list, подгрузите файлы, которые вы хотите прослушать в play list, закройте окно и нажмите play.

(Примечание) Если в Панели управления - Мультимедиа - МИДИ выбрать в качестве активного драйвера драйвер Yamaha, то все midi-файлы будут проигрываться штатным проигрывателем Windows с использованием драйвера Yamaha, это довольно удобно.

На моем компьютере (P-166mmx) c частотой 44 кгц, с включенными chorus, delay и reverberation синтезатор работал отлично, без тормозов. Если у вас при такой же конфигурации возникают проблемы - то возможно у вас не установлен Direct X и возможности MMX вашего компьютера не задействованы(у меня DirectX 6.0 и этого хватает для нормальной работы).

Для примера могу предложить один из файлов, который прислал на конкурс Hidden - "Top Gun". Не будем обсуждать качество этой композиции в целом, у нас немного другая цель. В ней вы наглядно увидите (точнее услышите) как реализованы эффекты, как динамично меняются праметры резонансных фильтров. Может это не идеальный пример, местами неплохо было бы добавить реверберации, но все же вы почуствуете, насколько богаче и живее здесь звук, как можно заставить звучать midi.