Смекни!
smekni.com

Музыка. С какого возраста и чему можно и нужно учить малышей? (стр. 3 из 3)

Не секрет, что очень часто в традиционном школьном музыкальном обучении над трактовкой музыкального произведения начинают работать после освоения необходимых технических навыков. Если же что-то не получается, то часто вообще музыка остается «за бортом». Как не допустить такой печальной картины?

Нужно отметить, что не только профессиональные музыканты нуждаются в умении выражать свои эмоции и образы через музыку. Для домашнего музицирования это является главным условием, иначе оно просто теряет всякий смысл. Умение и привычка выражать свои эмоции через музыку могут стать незаменимым терапевтическим средством против жизненных сложностей и помогают обрести душевное равновесие.

Итак, мы говорим о возрасте от 2х до 5ти лет, когда главная движущая сила развития ребенка – это игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по любому поводу естественно для этого возраста. При прослушивании музыки ребенок будет испытывать яркие эмоции, но мы сейчас говорим о задаче активного музицирования.

Казалось бы, до него еще далеко, ведь дети не играют ни на каком музыкальном инструменте, а самые талантливые из них только начинают обучение музыке и пока не владеют достаточным набором технических навыков.

Но кто сказал, что музыка – это только то, что записано нотами?

Мы предлагаем методику игр-импровизаций на клавишах, доступных любому малышу. Совершенно неважно, какие ноты при этом будут использоваться, главными средствами выразительности станут высотные регистры, длительности звуков и характер исполнения.

Испытав определенные эмоции при исполнении импровизированной музыки, ребенок запомнит их и сохранит в дальнейшем, когда будет играть по нотам и при более профессиональном импровизировании. Это интересный феномен, о котором говорят духовные учителя: одно из самых интересных явлений...- это то, что духовное ощущение не забывается. То, что ты наиграл, прочувствовал однажды, остаётся в ощущениях и потом в любой момент можно повторить это ощущение без предварительного "вспоминания". Этим чувством потом можно свободно "манипулировать", создавая разные и тончайшие оттенки этой эмоции.

Для младшего возраста, как уже говорилось выше, характерно конкретное восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще всего в этой роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и животные, знакомые ребенку, также с успехом могут быть использованы иллюстрации к детским книжкам.

На клавишах (это самый доступный ребенку инструмент, вместе с тем имеющий массу средств выразительности в отличие от детских ударных инструментов, например, ксилофона) организуется музыкальный импровизационный театр.

Роль педагога в этом процессе первостепенна, потому что всякая импровизация должна иметь под собой прочную смысловую базу. В данном случае ставится задача через игру заложить основы ритмики, различия регистров, сочетания одноголосия и многоголосия, видов прикосновения (штрихов), а главное – непосредственности исполнения, эмоционально привязанного к сюжету.

В таком «театре» очень хороша импровизационность сюжетов, когда ребенок активно участвует в создании образов и чувствует радость от творческого процесса. Очень важно дать ему в самом раннем возрасте ощущение самостоятельного творчества, поддержать и развить детскую фантазию и направить ее в сторону музыки.

Как в этом возрасте формируется речь? Ребенок слышит разговоры взрослых, слушает сказки, смотрит мультфильмы и пр. Формируется пассивный запас слов, который постепенно переходит в актив – ребенок начинает отвечать, задавать вопросы, а затем сам что-то рассказывать, фантазировать, сопровождать свои игры комментариями.

По сути это речевые импровизации с использованием знакомого словарного запаса и основанного на собственных эмоциях и образах.

Тот же процесс развития мы попытаемся перенести в музыку.

Слушание «взрослой» музыки сопоставим с взрослой речью, которая будет пока до конца не понятна, однако насыщена эмоциями, воздействующими на психику в первую очередь (мало эмоциональная музыка вряд ли будет привлекать малыша). Отдельные слова-интонации при этом будут откладываться в пассивный запас слов при многократном прослушивании.

Общение же с педагогом музыки можно сопоставить с родительским влиянием, когда родители говорят с малышом на понятном ему языке и ждут от него ответной словесной реакции, то есть формируют активный запас слов.

Основные приемы и этапы активного речевого развития:

- повторение слов и фраз за взрослыми

- односложные ответы на вопросы типа кто? что? где?

- выучивание наизусть стихов и песенок

- дополнение фраз (особенно рифмованных) логичным окончанием

- более развернутые ответы на вопросы после прочтения книжек

- совместное сочинение историй, сказок или рифмовок

- разговоры на различные темы

Обратите внимание на то, что при этом любой родитель инстинктивно преувеличивает свое эмоциональное исполнение или разговор с малышом, ведь это так естественно, чтобы вызвать его улыбку или ответную реакцию. Речь замедляется, а эмоции становятся яркими и выпуклыми, как под увеличительным стеклом и часто сопровождаются движениями или жестами. Это именно то, что нужно для лучшего усвоения материала в младшем возрасте.

В нашем случае «набором слов» станут различные ритмические фигуры, исполненные различными штрихами в различных регистрах. Ритмические фигуры будут соотнесены со словами персонажей или с характером их движения.

Например, обезьяна (малая октава) будет медленно и тяжело прыгать:

И сердиться: где мой банан?

А мышонок (последняя октава) будет испуганно пищать: я не знаю.

В другом случае мышонок будет выглядывать из норки перед прогулкой, разведывая обстановку:

Кто тут есть? Кошка тут?

А затем отправится в гости к обезьяне или к медведю по ступенькам вниз:

Кошки нет! Я иду гулять!

Очень важно то, что параллельно с запасом музыкальных паттернов, которые послужат впоследствии материалом для более сложных и осмысленных импровизаций, формируется исполнительский аппарат.

При таких детских импровизациях ученик сидит на коленях у учителя, который играет его руками поначалу все, а затем только подает идеи исполнения и поправляет в случае надобности.

Ненавязчиво, без теоретических объяснений постановки, на этом этапе возможна «лепка» рук: контроль свободы плеч, расслабление рук и передача их правильных и техничных движений.

Каждый персонаж соотнесен с определенной октавой, в начале их не должно быть слишком много. Вначале по характеру звучания, а затем запоминая звуковысотность каждой октавы, ребенок формирует понятия «высоко-низко» и «выше-ниже». Он начинает определять их на слух в парах, диапазон таких пар постепенно сужается до пределов одной октавы (в конце концов останавливаясь на первой), в которой начинается второй этап активного музицирования – пение.

Не будем сейчас касаться развития чистоты интонирования, это отдельная тема. Здесь же необходимо отметить, что в пении маленький ребенок наиболее активно и осознанно может музицировать, используя не ноты, а способность понимать мелодию на слух и воспроизводить ее голосом по памяти.

На более высоком уровне развития гармонического слуха возможна импровизация голосом. К этому нужно стремиться в музыкальном развитии ребенка, т.к. умение импровизировать голосом говорит о высоком качестве музыкального мышления и подсознания, которое можно соотнести с умением ребенка говорить, общаться на музыкальном языке.

Очень важно то, что и в пении знакомых песен, и в импровизации ребенок может свободно выражать свои эмоции. Педагог может работать над воспитанием таких главных музыкальных понятий, как чистота интонации, фразировка, динамика, выразительность и образность (см. статью о сольфеджио для взрослых).

Впоследствии все эти понятия и ощущения с легкостью будут перенесены в игру на музыкальном инструменте, подобно тому, как дети-билингвы легко учат второй (параллельный) язык, владея смыслом слов на одном (материнском) языке.

Еще одним важнейшим аспектом является то, что с вокальным детским репертуаром ребенок может рано начать выступать перед публикой. Закладываются основы артистизма, умения и желания обмениваться своим эмоциональным настроем со слушателями.

На фоне довольно распространенной «болезни сцены» среди взрослых музыкантов и учащихся музыке ранние навыки артистизма невозможно переоценить. В младшем возрасте дети очень любят выступать перед родителями и друзьями, получая ответные восторженные отзывы. Тем же детям, которые более стеснительны и замкнуты от природы, рекомендуется пение в группе – там они тянутся за лидерами и чувствуют более сильную энергетику и поддержку товарищей, отчего приобретают уверенность и желание выступать.

Излишне говорить, что всяческие попытки ребенка музицирования и публичного выступления должны быть горячо поддержаны взрослыми, в первую очередь родителями.

Роль родителей в музыкальном воспитании их чада не должна сводиться лишь к приведению его на уроки музыки. Искренняя заинтересованность в процессе занятий, а также личный пример будут очень хорошо влиять на малыша. Присутствуя на уроках музыки вместе с ребенком, родители могут осмысливать и применять к себе идеи и приемы музицирования. Малыши энергетически тесно связаны с родителями, особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее.

Огромную роль для эмоционального развития ребенка играет и общее его развитие. Запас понятий и сюжетов сказок из детских книг и фильмов дает педагогу музыки большую свободу в музыкальных импровизациях на различные сюжеты, поэтому раньше других будут музыкально развиваться дети с высоким общим уровнем развития.

Если малыш начинает обучение на музыкальном инструменте до 5-6 лет, то образное преподавание материала и сюжетное мышление – это залог успеха и любви к инструменту.