Смекни!
smekni.com

Состояние музыкально-педагогической теории и практики к середине XIX столетия (стр. 2 из 3)

Им возражают представители демократически настроенной части музыкантов и педагогов. Фортепиано, по их мнению, самый универсальный и многосторонний инструмент, самый распространенный и наиболее любимый, должен стать основой общего музыкального развития.

Что касается снижения художественного уровня, то, по-видимому, этого невозможно избежать и, тем не менее, без массового музыкального обучения нельзя всерьез говорить об эстетическом воспитании народа и о передаче ему ценностей искусства, пусть даже с ограничениями. Музыка - сильнейшее средство воспитания духовного мира человека, и общество обязано позаботиться об использовании этой силы в целях нравственного воспитания подрастающих поколений. Музыкальное обучение самым непосредственным образом воздействует на душу, поэтому каждый ребенок должен учиться музыке также, как он учится чтению и письму.

Борясь с распространенными взглядами на искусство как на развлечение и пустое времяпровождение, передовые музыканты и педагоги того времени подчеркивают, что не всякое музыкальное преподавание и не любая музыка могут быть средством воспитания. Нужно отбирать музыкальный репертуар, укрепляющий высокие эстетические и благородные чувства, способствующий воспитанию хорошего вкуса. Необходимо также улучшить качество музыкального преподавания. Его целью должно быть не только обучение техническим навыкам, а, прежде всего, приобщение к смыслу музыкального искусства и привитие навыков музицирования. "Цель музыкального преподавания, - говорится в одной из статей по вопросам организации музыкального образования, - одна для всех: содействовать внутреннему совершенствованию людей. Эта цель остается одной и той же, независимо от того, обучается ли будущий творец, исполнитель или слушатель"

Общешкольное музыкальное обучение, как справедливо замечают авторы статей по вопросам музыкального воспитания, явится залогом развития традиций домашнего музицирования. Музыкальное преподавание сможет влиять на уровень любительской музыкальной культуры, воспитывать в нужном направлении вкусы широкой публики. Для улучшения массового музыкального преподавания немецкие педагоги считают необходимым использовать каждую возможность печатного воздействия на педагогов, воспитателей и родителей. Во второй половине прошлого века издается целый ряд журналов, альманахов, листков по вопросам воспитания и обучения, цель которых - пропаганда музыкально-педагогических взглядов. К этому же времени относится организация музыкальных союзов, стремившихся объединить музыкантов и педагогов, выработать единые точки зрения по вопросам музыкальной жизни и донести их до каждого учителя. Союзы имели свои печатные органы и много способствовали распространению прогрессивных взглядов и передового музыкально-педагогического опыта.

Все более широкое распространение фортепианного искусства и возросшее число желающих обучаться музыке вызывают необходимость открытия новых музыкально-учебных заведений. Домашнее частное обучение музыке уже не может удовлетворить быстро растущий спрос и стремления к музыкальному образованию. Кроме того, сама форма домашнего обучения ставила учителя в зависимое подчиненное положение.

В создании музыкально-учебных заведений педагоги этого времени видят возможность, во-первых, охватить обучением большее количество людей и, во-вторых, улучшить материальное и правовое положение учителей, которые будут избавлены от "хождения по мукам" и смогут проводить художественно-воспитывающий путь обучения. Мрачную картину, рисующую положение учителя в современном ему обществе, описывает Ф.Лист в своих литературных сочинениях: "Взгляните на учителей музыки, которых можно сравнить с домашними парикмахерами, плетущимися по городу как нанятые по часам извозчики. Послушайте их жалобы и сетования на их "собачье ремесло", на невежество и тупость их учеников, на невозможность думать о своем искусстве и жить как подобает художнику, чтобы заработать на похлебку, им приходится с семи часов утра и до десяти часов вечера в течение 365 дней в году заниматься каторжным трудом, именуемым учительской профессией".

Немецкие педагоги обращаются с петицией к государству, надеясь на то, что музыкальное образование станет предметом общегосударственной заботы и перестанет зависеть от случайных и личных обстоятельств. Пора понять, пишут они, что музыкальное обучение не роскошь, а необходимость.

Во второй половине прошлого века в Германии одно за другим возникают музыкально-учебные заведения. Основателями консерваторий, институтов и школ становятся крупные музыканты и педагоги, привлекающие к педагогической деятельности все лучшие прогрессивные силы. Вокруг учебных заведений в то время концентрируется вся музыкальная жизнь данной местности. В них организуются регулярные концерты для публики, исполняются сочинения классических и современных авторов.

К концу XIX века музыкальные учебные заведения имеются почти во всех маленьких городах. Открытие музыкально-учебных заведений сыграло огромную роль не только в деле рациональной организации музыкального образования, но и в высокой степени способствовало пропаганде серьезного искусства. Учащиеся школ несли в семью высокую культуру и поддерживали традиции семейного музицирования. Описывая свои концертные выступления в Германии в начале нашего века, А.Шнабель дает высокую оценку немецкой публике: "Аудитория даже в некрупных немецких городах, - пишет он, - состояла из людей, бескорыстно любивших музыку. Они знали большую часть той музыки, которую слушали на концертах. Музыка была частью семейной жизни, старые и молодые участвовали в ней. На домашних концертах присутствовали и дети".

Под несомненным влиянием общепедагогических идей усиливается интерес к детской психологии и начинается поиск соответствующих детской природе путей музыкального обучения. Появляется целый ряд статей, в которых высказываются мысли о том, что музыкальное преподавание в детском возрасте не может быть основано на игре механических упражнений и гамм, которые убивают в ребенке все живое и непосредственное и отвращают детей от музыки. Все чаще раздаются голоса о том, что детей не неволить надо, а заинтересовать, что строгостью и наказаниями делу не поможешь. Авторы подобных статей ограничиваются призывами учитывать природу ребенка, но практических советов, как же этого добиться, не дают. Кажется совершенно невозможным обойтись без упражнений, которые постоянно характеризуются ими "как мертвые, сухие", и в то же время "необходимые и само собой разумеющиеся". Всю заботу о том, чтобы обучение стало интересным для детей, возлагают на плечи учителя, на его талант и искусство преподавания. "В том-то и заключается мастерство педагога, чтобы сделать сухой материал, несмотря на все противоречия, интересным и приносящим радость. В том, что дети не получают никакого удовольствия от занятий, виноват учитель".

Журнал "Фортепианный учитель" ("Klavier-lehrer") в разделе "Советы и предложения" печатает статьи, среди которых немало очень ценных и сохраняющих современное значение мыслей. В них также можно встретить меткое описание картины тогдашних занятий. Вот один из образцов такого рода: "Как тебе плохо, бедная Мария! Ты сидишь за фортепиано грустная и недовольная. Перед тобой ноты. Учитель кричит: "Фа-диез!", но ты не видишь нот; ты видишь заманчивый каток, на котором твоя сестра катается в то время как ты должна искать это ненавистное "фа-диез". И я уже в душе предвижу тот день, когда ты будешь умолять твою маму не заставлять тебя больше заниматься музыкой. Ты насытилась "сухими звуками" и я не могу осуждать тебя за это. Если бы я имел такого же учителя как твой, я бы поступил так же".

Каким же должен быть учитель, чтобы отвечать новым требованиям? Каков тот идеал, к которому следует стремиться? Прежде всего педагог должен любить свою профессию. Кроме того, учитель должен всегда заботиться о пополнении своих знаний и совершенствовании профессиональных умений. "Сила учителя в его методе" - эти слова часто повторялись в то время. Педагог также не должен замыкаться в узкие рамки своей профессии. Ему необходимы широкие и разносторонние познания и в области психологии, общей педагогики, истории.

От музыкально-учебных заведений требуют осуществлять подготовку будущих учителей на основе единства научно-теоретического и практического образования. "Если раньше, - пишет Франц Брендель, - достаточно было художнику следовать за образцом какого-либо мастера, эмпирически перенимая у него определенные умения, то сегодня этого уже недостаточно. Последующая деятельность потребует от музыканта больше, чем может дать одно только ремесленное образование... Должно уйти в прошлое то фортепианно-гусарское направление, при котором забота о технике имела место за счет пренебрежения всем остальным. Ошибаются те, кто думают, будто работа за роялем отнимает так много времени, что ни на что другое его не остается. При прогрессе нашего времени в технической области можно добиться виртуозности на инструменте и при этом еще многим другим основательно и серьезно заниматься. Безусловно, способности к преподаванию молодой человек наилучшим образом проявит через собственные пианистические успехи. Однако не менее важно для учителя общее, в особенности педагогическое образование".

В широкой и разносторонней подготовке учителя педагоги того времени видят залог успешного преодоления всех имеющихся в музыкальном преподавании бед. Наряду с разработкой новых принципов обучения, необходимо позаботиться о тех, кто будет проводить их в жизнь. Именно научное образование и воспитанная потребность в постоянном совершенствовании предохранят учителя от ремесленничества и косности, педантизма и застоя, позволят ему быть на высоте научных достижений своего времени и стоящих перед ним задач. Эта мысль приводится в трудах знаменитого Дистервега, который писал: "Без стремления к научной работе учитель элементарной школы неизбежно попадет под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности... Без постоянного стремления к науке его деятельность теряет ту одухотворенность, без которой все обучение превращается только в натаскивание и дрессировку".