Смекни!
smekni.com

Артикуляция при игре на смычковых инструментах (стр. 2 из 6)

Данное положение представляет интерес для исполнительской и педагогической практики. Ведь совсем не одно и то же - учить музыканта неким образцам штрихов вне художественного образа или направлять его техническое развитие на основе художественно оправданных артикуляционных решений, используя варианты типовых штриховых приемов.

Таким образом, принцип классификации скрипичных штрихов целесообразно строить на интеграции артикуляции и комплекса игровых приемов. Все базовые штрихи я разбил на семь групп. Каждая группа относится к той или иной категории артикуляции, представленных нами выше, и имеет соответствующий порядковый номер, то есть I, II, III, IV, V, VI и VII. Конечно, было бы лучше дать каждой группе какое-то имя, но это сделать довольно таки трудно и мы оставляем этот вопрос открытым, тем более, что это не столь важно.

I. Соединение тонов с наплывом.

Такую артикуляционную задачу мы сможем выполнить при исполнении нот на соседних струнах штрихом legato. Если при игре legato данная артикуляция появляется периодически, то при исполнении таких приемов, как bariolage и arpeggio, артикуляция с наплывом тонов осуществляется регулярно. Bariolage довольно часто встречается в скрипичной литературе. Напомним некоторые из них : Прелюдия из Партиты III И.С.Баха (пример 1) и Каприс No 24 Н.Паганини (пример 2).

Пример 1

И.С.Бах, Партита III, Прелюдия

В этом музыкальном примере соединение соседних тонов на разных струнах осуществляется попеременно штрихами legato и detache. Если первая нота наплывает на вторую при смене струн на legato, то вторая и третья разделяются штрихом detache и т.д.

Пример 2 демонстрирует прием bariolage, исполняемый только на legato.

Пример 2

Н.Паганини, Каприс No 24, вар. 2

Такой же специфический акустический эффект наплыва соседних тонов происходит и при исполнении arpeggio штрихом legato на трех или четырех струнах. Как в следующем примере из Арии с вариациями А.Вьетана (пример 3), так и в аналгичных местах других произведений арпеджированный аккорд разбивается на две равные части артикулированием сменой смычка:

Пример 3

А.Вьетан. Ария с вариациями, вар.1

В Концерте Б.Бартока (пример 4) разделительная артикуляция сменой смычка происходит на стыке двух аккодов:

Пример 4

Б.Барток, Концерт (1938), финал

II. Плавное соединение соседних звуков.

Музыкально-выразительные возможности скрипки в выявлении вокальной и мелодической ее природы в наибольшей степени проявляются в таких игровых приемах, как legato и detache. Несмотря на различный способ артикулирования, и legato, и detache обладают в большей или меньшей степени слитностью и певучестью.

В штрихе legato слитность достигается исполнением нот на один смычок, когда появление нового тона означает прекращение звучания предыдущего за счет смены игрового пальца левой руки или смены струны.

В штрихе detache слитность достигается плавной сменой направления движения смычка. Способность смычкового инструмента слитно соединять соседние тоны мелодии даже при смене направления движения смычка используется музыкантами не только в штрихе detache, но и при исполнении мелодии приемом legato, когда требуется исполнить протяжную мелодическую фразу несколькими смычками (пример 5):

Пример 5

Л.Бетховен, Концерт, ч.1

Нетрудно заметить, что указанные лиги не имеют никакого отношения к фразировочным лигам и приведенный мелодический отрывок состоит не из четырех фраз, а одной. Равномерное распределение целого смычка применимо здесь для выявления спокойного, повествовательного характера мелодии.

Певучее detache, элементы которого можно заметить в вышеприведенном музыкальном отрывке (как бы detache целыми нотами), требуется в тех случаях, когда мелодия отличается кантабельностью.

Из сказанного следует, что слитное соединение звуков артикуляционно однозначно и реализуется приктически одним игровым приемом legato и, в некоторой степени, detache, в то время как non legato представлено большим количеством артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых вариантов. Любой разделительный прием так или иначе модифицирует звучание, что выявляет темброво-динамическую функцию артикуляции.

III. Соседние тоны разделены четкой атакой.

Музыкально-образная характеристика звукового произношения, которая реализуется этим видом артикуляции, отличается тем, что предыдущий тон еще не предвосхищает последующую четкую атаку наступающей ноты. Разделительную функцию несет в себе не предыдущий тон, когда он своим затуханием или прекращением заранее как бы отделяется от следующего тона, а начало следующего тона благодаря его четкой атаке.

Такое разделение соседних тонов мелодии достигается как правой, так и левой рукой. В актив левой руки можно отнести такие приемы, как более сильный удар пальцем по струне, смена позиции и импульсную вибрацию. Эти приемы способны более четко отделять между собой ряд тонов, исполняемых одним движением смычка. Такой штрих можно назвать декламационное legato.

В Полонезе Г.Венявского (пример 6) восходящее ми-мажорное трезвучие требует яркой декламации, которая достигается четким артикулированием левой рукой смен позиций и ударом третьего пальца при исполнении ноты си.

Пример 6

Г.Венявский, Полонез, ор. 21

В примере 7 нежная мелодия Интродукции из Арии с вариациями А.Вьетана требует более деликатной артикуляции, чем в предыдущем примере из Полонеза Г.Венявского. Трепетный нисходящий ход восьмыми нотами хорошо показывется импульсной вибрацией:

Пример 7

А.Вьетан, Ария с вариациями,

ор.22, No 2. Интродукция

Если два приведенных примера показывают расчлененность ряда тонов мелодии при помощи левой руки, когда правая исполняла штрих legato, то может возникнуть вопрос о роли последней в этом расчленении. Конечно, смычок способен расчленять ряд тонов, исполняемых в одну сторону его движения, но в данном случае (речь идет о декламационном legato) слитное соединение звуков возможно только на одном движении смычка, а любое portato (об этом у нас речь будет впереди) подразумевает несколько движений смычка в одну и ту же сторону и, соответственно, другой вид артикуляции.

Когда я говорил о певучем detache, то обращали внимание на то, что плавная и незаметная смена направления движения смычка возможна только при медленных темпах его ведения. С увеличением скорости ведения смычка характерные призвуки, сопровождающие смену направления движения смычка, усиливаются и певучее detache постепенно переходит просто в detache, которое характеризуется слитным объединением соседних тонов, ограниченных друг от друга слышимой атакой каждого тона без дальнейшей их филировки.

Это самый распространенный вид штриха, особенно на начальной стадии обучения скрипача, так как остальные формы артикулирования этим способом движения смычка гораздо сложнее и требуют соответствующей подготовки.

Пример 8

Л.Бетховен, Трио, ор. 97, No 7

В то же время и этот вид артикуляции, при всей своей простоте, не выбрасывается из палитры композиторов и исполнителей. Те динамические и тембровые краски, которые исполнитель привносит в свою игру, способны освежить звучание штриха detache:

Трудно предложить какой-нибудь другой способ исполнения этого Presto (пример 8), кроме легкого, как бы полетного detache, исполняемого в верхней части смычка. А то, что даже "простое" detache так же неисчислимо, как и другие формы артикуляции, и каждый исполнитель в этом смысле индивидуален, говорит и тот факт, что в этом Trio определенную трудность вызывает не только достижение сбалансированности в звучании скрипки и виолончели, но и единства стиля исполнителей на этих инструментах.

Совсем другой характер detache мы встречаем в Тройном Концерте Л.Бетховена (пример 9). Стремительные гаммы, подводящие к заключительным аккордам, требуют не только артикуляции приемом detache, но и, для большей яркости, так называемого обратного штриха, когда звуки, приходящие на сильную долю, исполняются вверх смычком:

Пример 9

Л.Бетховен, Тройной Концерт, ор. 56, ч. 1

IV. Соседние тоны разделены затуханием предыдущего и атакой следующего.

Затухание звука происходит за счет ослабления воздействия смычка на струну уменьшением как его давления, так и скорости ведения. Такого акустического эффекта можно достигнуть или исполнением ряда нот на один смычок, или раздельными движениями смычка на каждую ноту.

Когда яговорил о декламационном legato, то подчеркивал необходимость ровного движения смычка. В этом же случае нам необходимо добиться ослабления звучания предыдущего тона перед атакой следующего. Добавляя к декламационному legato мягкое отделение тонов при помощи смычка, можно усилить артикуляционно-выразительный характер штриха. Такой прием игры в скрипичной практике называется portato. Хотя portato иногда называют самостоятельным штрихом, но в нем много общего с декламационным legato. И, поэтому, бывает очень трудно определить, где заканчивается декламационное legato и начинается portato. Это еще раз подчеркивает условность классификации скрипичных штрихов. Музыкальная палитра не беднее палитры художника, который смешиванием красок достигает огромного разнообразия цветовых оттенков. Но это также означает, что музыкант, как и художник, обязан знать ее, палитры, составляющие. Может быть, поэтому, и не случайно в нашей классификации артикуляционные градации делятся на семь групп. Именно семь цветов артикуляции, а не семь цветов штрихов. Прежде, чем определить для себя как сказать, исполнитель стоит перед проблемой что сказать. Такой принципиальный подход к скрипичному исполнительству нам представляется более перспективным.