Смекни!
smekni.com

Артикуляция при игре на смычковых инструментах (стр. 4 из 6)

О пропорциональном соотношении между звучащей частью ноты и паузой уже не раз говорилось и писалось. Различные учебники и школы пытаются метрически обозначить артикулирование тонов и определить, например, что при staccato звучащая часть ноты равна паузе или, в других изданиях, нота, обозначенная staccato, сохраняет лишь одну четверть длительности. В конечном итоге, когда композитору необходимо точнее определить соотношение звучащей ноты и паузы, он выписывает детальное соотношение между ними (пример 19).

Пример 19

Л.Бетховен, Соната, ор.12, No 1, Рондо

В примере из Сонаты Л.Бетховена комбинация четвертной ноты с паузой показывает, что это уже не detache, но еще и не martele, так как отсутствует обязательная для этого штриха четкая атака, но наличие паузы уже относит этот вид штриха к нашей пятой группе.

При определении соотношения между длительностями звучащей ноты и паузы различные способы произношения воспринимаются музыкальным слухам не математически, а как различные качества звуковой ткани. Таким образом, возникновение staccato (или martele) начинается сразу же после появления паузы и может сначала характеризоваться как мягкое staccato. Изменяя пропорциональное отношение в сторону увеличения паузы и добавляя остроту в атаку звука мы постепенно переходим к острому staccato и, затем, к сухому staccatissimo.

Прекрасный пример мягкого staccato мы находим у Н.Паганини в его Каприсе ? 13 (пример 20):

Пример 20

Н.Паганини, Каприс No 13

Это настолько нежная мелодия, что существуют редакции, где точки заменены на черточки, приближая артикуляцию к portato. Мне представляется, что настоящая редакция Каприсов Н.Паганини, выполненная Р.Риччи, в полной мере отражает задумку композитора.

Следующий вид staccato, который я хочу представить вашему вниманию, так же как и предыдущий, исполняется таким способом артикулирования, когда тонема-протяжение филируется ослаблением давления смычка на струну. Это staccato часто называется "шпоровским" и исполняется в умеренном темпе (пример 21).

Пример 21

Л.Шпор, Концерт No 2, ч. 1

Демпфирование струны смычком при игре staccato в основном применяется в очень быстром темпе. Такой штрих скрипачи называют staccato Венявского или плотное staccato. Действительно, если демпфировать струну плотным прижатием смычка, исполняя данных штрих в медленном темпе, то звук получится зажатым и маловыразительным. В быстром же темпе он приобретает феерический блеск, неся в себе определенное художественное содержание.

Хора стаккато Г.Динику (пример 22) яркий образец такого артикулирования, когда тонема-протяжение демпфируется смычком:

Пример 22

Г.Динику, Хора стаккато

Исполнение staccato движением смычка вниз исключает какую-либо возможность ослабления давления смычка на струну в конце каждого тона, что довольно легко выполнить при исполнении этого штриха движением смычка вверх.

Такой же вид артикуляции можно исполнить и на разные смычки. В скрипичной практике этот штрих называется martele. Как и в staccato главная особенность звучания martele состоит в более или менее острой атаке звука и наличии паузы между тонами; отношение между продолжительностью звучания ноты и паузы создает возможность варьировать звукообразную характеристику при интерпретации музыкальных произведений. Здесь происходит то же самое, что и со staccato, когда возможно исполнение как мягкого martele, так и более жесткого, варьируя скорость и силу давления смычка на струну.

Штрих martele исполняется и в медленных и в подвижных темпах. Во всех случаях характер артикуляции соответствует шпоровскому staccato. В весьма сложной исполнительской ситуации, например, в Концерте No 5 А.Вьетана (пример 23), необходимая для этого вида артикуляции пауза помогает исполнителю перевести смычок через струну:

Пример 23

А.Вьетан, Концерт No 5

Волевой характер музыки из Квартета ор. 135 Л.Бетховена (пример 24) требует мощной атаки звука и, соответственно, более энергичного ведения смычка. Исполнение Vivace штрихом martele разной интенсивности показывает, на сколько разнообразна артикуляционная сфера этого штриха.

Пример 24

Л.Бетховен, Квартет, ор. 135

VI. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, во время которой смычок покидает струну.

Этот вид артикуляции, в отличие от предыдущего, характеризуется свободным затуханием звука при снятом смычке, хотя атака звука имеет с ним много общего. Так мгновенная остановка смычка на струне перед взятием ноты с воздуха роднит этот вид артикуляции с martele, которая характеризуется специфическим шумом в атаке звука. Если же атака производится с воздуха без предварительной остановки смычка на струне, то тонемы этого вида артикуляции заметно отличаются от martele, т.е. специфические шумы отсутствуют.

В зависимости от темпа исполняемого произведения снятие смычка со струны производится двумя способами: или исполнитель сам снимает смычок со струны, или он отскакивает от струны благодаря своим пружинящим свойствам. Величина паузы между соседними тонами в отскакивающих штрихах зависит от двух факторов:

- если после отскока смычок под воздействием силы тяжести сам падает на струну, то величина паузы определяется физической стороной процесса и такой прием мы будем в дальнейшем называть натуральный штрих;

- если же после отскока смычка исполнитель удерживает его в воздухе рукой, а потом бросает на струну, то величина паузы определяется волей исполнителя и такой прием мы будем в дальнейшем называть сдержанный штрих.

Мы специально избегаем термина бросковый штрих, так как бросок, как процесс, в котором исполнитель бросает смычок по касательной к струне, присутствует и в натуральном штрихе, и в сдержанном.

Здесь мы нарушим нашу традицию анализа штриховых приемов артикулирования и начнем со штрихов, исполняемых раздельными движениями смычка на каждый тон.

Логичнее всего начать с натурального штриха. В следующей главе мы будем подробно описывать физическую сторону процесса самоотскакивания смычка от струны, а сейчас скажем только, что самоотскакивание зависит от сбалансированности двух моментов: темпа и места на смычке, которым он касается струны.

По характеру артикуляции и техники выполнения здесь объединяются два штриха - sautille и spiccato. Хотя нередко их считают вариантами одного и того же отскакивающего штриха, техника исполнения их несколько отличается друг от друга. Забегая вперед (подробный разговор на эту тему пойдет в следующих главах), отметим, что sautille - это быстрый natural stroke, а spiccato по технике исполнения делится на два вида: natural spiccato и delayed spiccato. Sautille исполняется движением предплечья средней частью смычка, а spiccato, как более умеренный штрих, исполняется движением плеча, причем natural spiccato - нижней частью смычка, а delayed spiccato - любой его частью.

Достаточно быстрый темп исполнения натурального штриха не позволяет применять какую-либо остановку смычка на струне, чтобы обострить атаку каждого тона, как это возможно в штрихе martele. Но и здесь возможна градация в отношении атаки звука, которая осуществляется изменением действия пружины трости. Так при прямом положении трости относительно струны штрих звучит более остро, а при наклонном - значительно мягче.

Штрихи sautille и spiccato обладают, таким образом, широким музыкально-выразительным спектром: от скерцозно-изящного характера мелодики до драматически-напряженного. Они настолько колористичны, что привлекают композиторов своим самостоятельным художественным содержанием. Вспомним такие музыкальные произведения, которые полностью основаны на штрихе sautille, как пьесы Вечное движение Ф.Риса, С.Нельсона, О.Новачека, Н.Паганини (пример 26) и др.

В детском скрипичном репертуаре широко известны такие сочинения, как Танец Э.Дженкинсона (пример 25), Стрекоза С.Нельсона и многие другие, которые построены на так называемом дубль-штрихе, что значительно облегчает освоение sautille и дает возможность почувствовать колорит отскакивающего штриха уже в раннем возрасте.

Пример 25

Э.Дженкинсон, Танец

Пример 26

Н.Паганини. Вечное движение

Концерт Д.Кабалевского (пример 27) иллюстрирует нам штрих natural spiccato:

Пример 27

Д.Кабалевский, Концерт, ч.1

Дальнейшее замедление темпа штриха natural spiccato заставляет исполнителя придерживать смычок в воздухе, чтобы продлить межтоновую паузу. Таким образом натуральный штрих переходит в delayed spiccato.

Delayed spiccato в сравнении с натуральным штрихом отличается большим разнообразием. В первую очередь это относится к атаке звука. Наряду с округлой атакой, которая сохраняет свое качество и в этом виде spiccato, здесь возможна и атака, характерная для martele, так как здесь возможна та мгновенная остановка смычка на струне перед звукоизвлечением, которая способствует обострению артикуляции.

Такой вид артикуляции очень характерен, например, для музыки В.Моцарта. В его Рондо (пример 28), известное под названием Турецкий марш, в обработке для скрипки и фортепиано К.Мостраса острое spiccato получается благодаря возможности зацепить струну в момент соприкосновения с ней волоса смычка: