Пример 28
В.Моцарт, Рондо
Родство артикуляции martele и delayed spiccato настолько очевидно, что оба эти штриха часто используются для произношения одинаковых, с артикуляционной точки зрения, музыкальных фраз. Ярким примером сказанному служит Мазурка Г.Венявского (пример 29), где восьмые двойными нотами первого такта исполняются штрихом martele, а во втором такте они исполняются приемом delayed spiccato:
Пример 29
Г.Венявский, Мазурка
Delayed spiccato можно исполнять не только движением смычка в разные стороны, но и в одном направлении - вниз или вверх, сохраняя при этом неизменным место на смычке. Различные направления в движении смычка определяют и различие в характере звукоизвлечения, что используется композиторами в передаче определенных музыкально-художественных образов.
Уже указывалось, что пауза между отдельными тонами при таких видах артикуляции может занимать больше или меньше времени от общей длительности ноты, и что композиторы часто устанавливают это соотношение, проставляя паузы. Так в Концерте No 5 Ф.Моцарта (пример 30) ритмический рисунок четвертными нотами, который должен исполняться штрихом delayed spiccato постоянным движением смычка вверх, подробно выписан композитором, где звучащая часть ноты гораздо короче паузы:
Пример 30
Ф.Моцарт, Концерт No 5, ч. 1
В отличие от гротескового штриха в Концерте В.Моцарта, Марш Солдатиков Р.Шумана исполняется энергичным spiccato вниз смычком, что придает музыке яркость, энергичность (пример 31):
Пример 31
Р.Шуман, Марш солдатиков
Если delayed spiccato, исполняемое постоянным движением смычка вверх, ускорять (средняя часть смычка), то мы можем получить такой вид natural spiсcato, которое похоже на staccato Volant (пример 32).
Пример 32
В. Моцарт, Концерт No 5, ч. 1
Этот вид летучего штриха К.Флеш назвал неподвижное staccato, темп исполнения которого зависит от высоты подскока смычка. Его удобно применять, когда требуется исполнить достаточно много нот на один смычок, как, например, в Концерте Ф.Мендельсона (пример 33):
Пример 34
Ф.Мендельсон, Концерт, ч.III
В приведенной музыкальной фразе из Финала скрипичного концерта Ф.Мендельсона ноты под точкой исполняются флешевским штрихом (в пределеах середины смычка), что способствует изяществу музыкальной фразы.
Совсем иной характер музыки получается, если неподвижное staccato исполнять у колодочки. В Концерте С.Прокофьева гротесковость фрагмента Скерцо (пример 34) достигается быстрым spiccato вверх смычком:
Пример 34
С.Прокофьев, Концерт 1, ч.1
А постоянный штрих вниз смычком в Танце с саблями А.Хачатуряна придает музыке неповторимый колорит боевого танца (пример 35).
Пример 35
А.Хачатурян, Танец с саблями
Если при исполнении флешевского штриха смычку придать поступательное движение к колодке, то получится staccato Volant. Этим штрихом удобно исполнять не очень большие последовательности нот, как мы это видим, например, в пьесе Ф.Крейслера Прекрасный розмарин (пример 36):
Пример 36
Ф.Крейслер, Прекрасный розмарин
В эту же артикуляционную группу входит и штрих saltando, который исполняется движением смычка вниз, озвучивая сразу несколько нот. Если по характеру звучания saltando похоже на spiccato, то по технике исполнения оно родственно со штрихом ricochet. Независимо от темпа исполнения скрипачи разделяют эти штрихи по простому принципу: короткие фразы исполняются приемом saltando (пример 37), а длинные гаммообразные пассажи - штрихом ricochet (пример 38).
Пример 37
А.Баццини, Фантастическое скерцо
(Рондо Гоблинов), ор. 25
Пример 38
Г.Венявский, Фантазия на темы
оперы Ш.Гуно "Фауст"
Вышеприведенный пример иллюстрирует самый быстрый пассаж не только этого вида артикуляции, но и других тоже, когда смычок исполняет ricochet, а левая рука - glissando, что придает исполняемой музыке специфический колорит звучания. Как мы видим, темп исполнения этого вида артикуляции варьируется от очень медленного до очень быстрого и зависит от величины межтоновой паузы.
Особой разновидностью штрихов saltando и ricochet является так называемое прыгающее arpeggio. Только здесь смычок непрерывно прыгает в обе стороны - и вниз, и вверх. Штрих этот часто встречается в скрипичной литературе. Здесь мы приводим отрывок из Каденции к скрипичному Концерту Ф.Мендельсона (пример 39):
Пример 39
Ф.Мендельсон, Концерт
Аналогично исполняется и более редкая разновидность saltando - виртуозный штрих tremolo. Здесь, как и в прыгающем arpeggio, смычок непрерывно прыгает в обе стороны, но соотношение количества нот на движение смычка вниз и вверх различное. Более популярным является такая комбинация: вниз исполняется три ноты, а вверх - одна (пример 40).
Пример 40
А.Баццини, Фантастическое скерцо
(Рондо Гоблинов), ор. 25
В зависимости от темпа исполняемого произведения характер штриха напоминает нам звучание или spiccato, или sautille.
VII. Крайнее выражение предыдущей артикуляции, когда звучащая часть ноты очень мала по сравнению с паузой.
Если Первый вид артикуляции был крайним выражением слитности по отношению ко Второму, то Седьмой - это крайнее выражение раздельности по отношению к Шестому. Эта артикуляция характеризуется острой атакой, предельно короткой тонемой протяжение и значительной паузой. Таким образом, темп данного штриха зависит от размера межтоновой паузы, что определяет его как delayed spiccato.
Как правило, этот вид артикуляции исполняется раздельными движениями смычка двумя способами, которые по музыкально-художественной характеристике отличаются друг от друга:
- Первый исполняется броском смычка в верхней его части и звучит очень сухо. Назовем его secco spiccato.
- Второй легче всего исполнять в нижней части смычка "от струны", когда скрипач использует не пружинящее свойство смычка, а силу сцепления волоса со струной. Атака звука такая же, как в штрихе martele, но смычок сразу же после атаки снимается со струны. Этот вид штриха можно назвать острое spiccato.
Оба этих штриха имеют много общего с артикулированием приемом pizzicato и часто применяется в его окружении. Так secco spiccato, чередующееся с pizzicato левой рукой передает своеобразный колорит (пример 41):
Пример 41
Н.Паганини, Каприс No 24
Ноты, обозначенные крестиком (+), озвучиваются pizzicato вышележащими пальцами левой руки, остальные - смычком.
Такой же прием secco spiccato можно использовать и при интерпретации, например, Квартета Д.Шостаковича No 14. Третья часть квартета начинается с solo первой скрипки, исполняемого pizzicato (пример 42), а с 13-го такта вступают остальные участники квартета (у первой скрипки здесь паузы), которые приемом secco spiccato подражают solo первой скрипки (пример 43). А с 59-го такта вся группа уже на forte играет острым spiccato ближе к колодке сохраняя прежнюю артикуляцию, напоминающую pizzicato (пример 44).
Пример 42
Д.Шостакович, Квартет No 14, ч. III,
партия первой скрипки
Пример 43
Там же, партия второй скрипки
Пример 44
Там же,
партия первой скрипки
ПАРНЫЕ ШТРИХИ
Невозможно передать то разнообразие комбинированных штрихов, в которых используются все виды артикуляции, перечисленные нами и еще возможные их варианты. Здесь используются сопоставления как очень контрастных артикуляционных приемов (например, legato - staccato), умеренно контрастных (legato - detache; detache - staccato и др.), так и слабо контрастных (legato - декламационное legato; декламационное legato - portato и так далее, то есть на стыке соседних артикуляционных характеристик).
Очень часто в скрипичной литературе встречаются такие артикуляционные приемы, когда все звуки музыкальной фразы сгруппированны попарно, как, например, в штрихе Виотти. Причем связь тонов внутри пары осуществляется одним артикуляционным приемом, а связь тонов между парами - другим. На мой взгляд их нельзя отнести ни к базовым штрихам, ни к комбинированным. Поэтому, они имеют самостоятельное значение, определяемые как парные штрихи.
Пары, объединяющие тоны одинаковой длительности, могут быть хореическими (хорей - вид артикуляции, когда первая нота сильная, а вторая - слабая) или ямбическими (ямб - вид артикуляции, когда первая нота слабая, а вторая - сильная). Причем, длительность одной ноты из пары может быть полноценной или укороченной за счет точки под нотой (staccato) или выписывания укороченной длительности с соответствующей паузой.
Изобразим схематично возможные варианты:
Пример 45
Пример 45.a - Хореическая пара, когда залигованные ноты исполняются legato, а связка пар осуществляется штрихом detache. Такой прием мы уже иллюстрировали, когда говорили о штрихе bariolage (пример 1). В Рапсодии No 2 Б.Бартока (пример 46) вторая восьмая пары разбита на две шестнадцатые ноты (первые три такта), а дальше хореическая пара озвучивает синкопическое построение мелодии: