Смекни!
smekni.com

Артикуляция при игре на смычковых инструментах (стр. 1 из 6)

Сергей Муратов

Введение

В наступившем 21 веке скрипачи, альтисты и виолончелисты, все те, кто играет на смычковых инструментах, стоят перед неразберихой различных исполнительских стилей и преподавательских методов. Передо мной не стоит задача разоблачать или восхвалять существующие направления как в первом, так и во втором случаях. Я так же не претендую на последнее слово в этих вопросах. Каждый скрипач волен выбирать и стиль исполнения и методы совершенствования скрипичной техники. Тем более, что недостатка в рекомендациях нет. Я только хочу предложить вниманию читателя свой взгляд на проблему штриховой техники скрипача, который основывается не только на исполнительском и педагогическом опыте автора, но и на тех научных знаниях, которые способны объединить эмпирический опыт в некую систему. Эта система, как обстрактное осмысление ресурсов штриховой техники скрипача, поможет всем исполнителям и педагогам по новому взглянуть на свой опыт и определиться в выборе как стиля исполнения, так и методов преподавания.

Универсальность этой системы заключается в том, что она не декларирует какой-то определенный стиль исполнения или метод обучения, а объясняет почему происходят те или иные эффекты и помогает выбирать путь в этом нелегком процессе познания тайн исполнительства на скрипке. Универсальность предлагаемой системы я вижу и в том, что она помогает равно как начинающему скрипачу, так и исполнителю.

Всю работу я разделил на четыре главы. В Первой Главе разбираются вопросы артикуляции на смычковом инструменте и классифицируются исполнительские штрихи. Во Второй главе решается вопрос о соотношении между содержанием музыки и артикуляционными средствами ее выражения. В Третьей Главе я объясняю роль смычка в процессе звукообразования и артикуляции. И в Четвертой Главе - предлагаю свою методику совершенствования штриховой техники скрипача, основанную на осознании артикуляционных особенностей смычкового инструмента, детерминированных спецификой механической работы смычка.

Глава I. Артикуляция при игре на смычковых инструментах

Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей). В скрипичном исполнительстве артикуляция связанна с функционированием главных артикуляционных органов инструмента - смычка и струны. В нотной записи артикуляция обозначается (кроме указанных выше) tenuto, portato, marcato, spiccato, ricochet и др. Или графическими знаками - лигами, точками, черточками, клинышками и различными комбинациями этих знаков. Способ исполнения, характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, называется штрих и, следовательно, должен рассматриваться как явление артикуляции.

Выбор штриха определяется характером и стилистическими особенностями исполняемой музыки, а также интерпретацией. Существуют различные точки зрения на классификацию штрихов, но до сих пор в теории скрипичного исполнительства нет единой, общепринятой их классификации. Я не ставлю своей задачей перечислять, а тем более анализировать известные системы, чтобы не повторять то, что уже опубликованно. Замечу только, что всем авторам не удается выдержать единый классификационный критерий. Если штрихи одной группы объединяются ими по признакам их звуковой характеристики, то другие - по признакам специфики движения смычка. Нам кажется, что единый классификационный критерий можно выдержать только в том случае, если группировать штрихи по артикуляционному признаку.

Музыкальная артикуляция определяется тремя основными формами переходных акустических процессов: атака, протяженность и окончание отдельного тона. Причем отдельные звуковые явления (эти три формы) мы предлагаем называть тонемами. Тонема - это миниальная звуковая единица мелодии, линейно неделимая, служащая для образования тонов и потенциально связанная с музыкальным смыслом. В музыке тонема реализуется в разных случаях по-разному. Можно различить следующие виды звуковых реализаций:

- обязательные аллофоны (или оттенки), которые возникают в определенных условиях у всех исполнителей на смычковых инструментах (например, различная атака звука при положении смычка на струне или с воздуха; качественное отличие затухания звука при снятом смычке или при демпфировании струны смычком);

- факультативные варианты (не путать с аллофонами), которые появляются не всегда, но независимо от акустических условий (например, различные виды вибрации, присущие определенному музыкальному стилю; динамические изменения тонемы-протяженности);

- индивидуальные варианты, свойственные игровой манере исполнителя.

Появление индивидуальных вариантов вызвано не системой музыкального образования, а индивидуальнами особенностями исполнителей. Однако они имеют большое значение, поскольку, получая по тем или иным причинам широкое распространение, они могут превратиться в факультативные варианты, а в дальнейшем привести к новым стилевым особенностям исполнительства.

Сама по себе тонема является абстрактной единицей, а аллофоны - это конкретные воплощения звука (общие для всех скрипачей) в зависимости от акустических условий. Основные функции тонемы, создающей звуковой облик тонов мелодии, - конститутивная (лат. сontituo), если мы говорим об исполнителе, и опознавательная, если мы имеем в виду слушателя. Именно потому, что мы узнаем смысловые единицы по их тонемному составу (например, отличаем на слух штрих martele от spiccato), можно говорить о различительной функции тонемы.

В настоящей работе, в основном, я буду говорить о тех реализациях тонем, которые связаны с обязательными аллофонами, то есть с акустическими законами звукоизвлечения на смычковых инструментах. Причем смысловая единица, тон, разделена на три тонемы: атака, протяженность и окончание.

Акустическая особенность смычковых музыкальных инструментов с фрикционным способом звукоизвлечения допускает различную атаку звука, градация которой простирается от почти незаметного до очень четкого произношения. Звуковедение после атаки может осуществляться с равномерным звучанием, с усилением и ослаблением звука. Изменение динамики звука, его тембра осуществляется варьированием моментов звукоизвлечения, связанных с соотношением скорости ведения смычка, его давления на струну и игровой точкой на струне (более подробный анализ процесса звукоизвлечения на смычковых инструментах будет проведен в соответствующей главе).

Особое внимание в скрипичном исполнительстве придается характеру завершения звучания каждого тона и, соответственно, характеру перехода от одного тона к другому. Для пояснения этого момента можно воспользоваться графическим изображением нескольких возможных вариантов соединения соседних тонов (рис. 1), в котором показаны все три тонемы: атака, протяжение и завершение.

Рисунок 1.

Нижняя прямая линия показывает постоянный контакт смычка со струной (I, II, III, IV и V). Прерывистая (VI и VII) - указывает на то, что смычок покинул струну.

Верхняя линия изображает приблизительное динамическое состояние тонемы-протяжения. В первых трех случаях (I, II и III) она звучит ровно, без затухания; на графике IV изображено почти полное затухание звука, но пауза между тонами еще отсутствует. На следующих схемах мы уже видим паузу между тонами при положении смычка на струне (V) и в воздухе (VI и VII).

Атака звука, или первая тонема, изображена в виде вертикальной черты различной толщины, чтобы показать различную силу атаки. Косая черта на графике I показывает, что соединение тонов происходит с некоторым наплывом одного на другой.

Произношение звуков, составляющих музыкальную фразу, связано со специфическим приемом воздействия смычка на струну. Здесь используются следующие приемы:

I. Наплыв соседних тонов происходит при плавной смене струн.

II. Плавное соединение соседних тонов на одной струне.

III. Соседние тоны разделены четкой атакой.

IV. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет как атака, так и затухание звука предыдущего тона; смычок сохраняет постоянный контакт со струной.

V. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, смычок сохраняет постоянный контакт со струной.

VI. Разделительную функцию между соседними тонами выполняет пауза, во время которой смычок покидает струну.

VII. Крайнее выражение предыдущей артикуляции, когда слышна только первая тонема-атака, а протяженность второй тонемы или слишком мала, или почти отсутствует.

Приведенную схематическую классификацию возможной скрипичной артикуляции нельзя рассмативать как до конца исчисленную. Средства артикуляции достаточно богатые и гибкие и их нельзя исчерпать никакой детальной шкалой. Следовательно, конкретные артикуляционные решения музыкальной фразы можно считать творческим художественным действием, обусловленным индивидуальной интерпретацией авторского текста.

Так как на смычковых инструментах артикуляция осуществляется ведением смычка (штрих), мы и будем в дальнейшем рассматривать этот вопрос с позиции штриховой техники. Общепринятые в музыкальной практике понятия detache, legato, staccato и др. обозначают не конкретные образцы звучания, а обобщенные инварианты исполнения скрипичной артикуляции, которые в зависимости от художественных задач могут быть реализованы по-разному.