Гораздо больше времени и сил потребовалось продюсеру Року, чтобы добиться такого потрясающего вокала от Джеймса Хэтфилда, который потом поразил слушателей, пожалуй, больше всего. Джеймс никогда так не пел раньше, и цель Боба Рока была как можно больше раскрепостить, расслабить его, и самое главное— вселить уверенность, что несомненно ему удалось сделать.
Что же касается гитар, то и тут немалая доля успеха принадлежит продюсеру. "До недавнего времени люди очень недооценивали Джеймса как гитаристе, — говорил позже Ульрих, — и только Боб Рок открыл его!" В самом деде, Боб много занимался гитарами, как с чисто технической стороны, так и в плане мастерства. А уж о звуке не стоит говорить! Для получения настоящего "живого" звука Джеймс даже записывался в небольшой пристройке к зданию с открывающимся потолком, которую он называл "Палаткой Судьбы". Кирк Хэммет же, наоборот, редко появлялся а студии, зато потом записал все свои соло буквально за пару дней. "Мне очень помог Боб Рок, — говорит Хэммет, — он всем нам помог расслабиться и записать действительно супер-пластинку. Он часто отпускал меня домой отдыхать, чтобы не было стрессов, что, кстати, раньше у меня встречалось нередко. Правда, я никогда не обращал на это внимания, думая, что все равно я запишу все круто. Боб же хотел добиться от всех нас наивысшего качества. На прошлых студийных сессиях мы не особенно заботились о разных технических нюансах, мы просто и не знали таких вещей. Мы приходили, быстренько все записывали, бац, бац, бац— и альбом готов. На этот же раз все было иначе.
А что насчет моих соло, то я хочу сказать, что раньте, играя, я хотел произвести впечатление на друзей по группе, теперь же я хочу произвести впечатление только на себя. Мой главный критик— только я сам".
И в самом деле, Кирк записывал новые соло, предварительно перебрав десятки их вариантов и выбрав из них самое лучшее. Так, например, соло к'"The God That Failed" было составлено из кусочков 15 (!) различных соляков. Ну а используемой Кирком в студии аппаратуры вообще не счесть, одних гитар было 8 штук!
Впрочем, атмосфера и настроение новых песен дали возможность использовать группе самые различные инструменты. Скажем, интро к "Wherever I May Roam" Джеймс исполнял на настоящем индийском ситаре. "Если честно, — говорит Хэтфилд, — я всегда хотел сделать что-нибудь такое, но раньше у нас не было подходящих для этого песен. Ну представьте себе банджо в "Blackened". Xa-ха-ха!"
А для записи баллады "Nothing Else Matters" вообще привлекли оркестр из 30 человек. Эту идею тоже подал Боб Рок, упомянув некоего Майкла Камена, делавшего оркестровые аранжировки для многих фильмов и пластинок, в частности, для знаменитой The Wall" Pink Floyd. "Когда Боб упомянул этого парня, мы даже не обратили внимания на его слова, — рассказывает Ларс, — потом, через какое-то время я смотрел фильм "Смертельное оружие", где в титрах значилось: "Дирижер и аранжировщик всей музыки— Майкл Камен". Так постепенно все шло к встрече с ним. И когда наконец мы принесли ему запись "Nothing Else Matters", а потом снова встретились через неделю, все уже было готово! Он написал все партитуры, и в лондонской студии Abbey Road записал этот самый симфонический оркестр! Тут были и скрипки, и виолончели, и духовые инструменты! Черт возьми, 40 парней играли песню Metallica!!! Мы просто обалдели!"
Однако в плане рабочих отношений между продюсером и группой не сразу все шло как по маслу. "Я прозвал Джеймса "Доктором Нет", — говорит сам Боб Рок. — Всякий раз, когда я что-то предлагал, даже совсем незначительные вещи, — он тут же отказывался, не дав мне даже закончить". Позже, правда, обе стороны все же отлично сработались, что как нельзя лучше подтверждает записанный альбом. Однако заработанная годами хэтфилдовская репутация упрямца, даже среди его коллег по группе все же осталась неизменной. По крайней мере, на словах. "Мы до сих пор упрямы как раньте, просто сейчас мы стали намного решительней, — утверждает Джеймс, — и мы уже не боимся выслушивать какие-то предложения, а потом использовать что-то в своих песнях". Между тем в студию One On One пришло сообщение, что 26 февраля 1991 года первый альбом группы "Kill 'Em All" стал дважды платиновым. А буквально через три дня, 1 марта, двойную платину получил и "Master Of Puppets", после чего Металлика с еще большим воодушевлением продолжила работу над новой пластинкой.
Так незаметно прошли запланированные 4 месяца, а работа была еще далека до завершения. Но о времени уже мало думали. "Проблемы со временем у Metallica были всегда, — замечает Джей-сон Ньюстед, — но в этот раз мы должны были сделать то, что задумывали. На концертах у нас всегда выходит бомбовой звук, но добиться такого звучания на пластинке на 100% нам никогда не удавалось. И я думаю, что не преувеличу, если скажу, что звучание этого альбома будет лучше, чем когда-либо, динамичное и очень мощное. И это заслуга Боба Рока, а также со-продюсеров Джеймса и Лаоса".
Итак, Metallica продолжали работать как нужно и сколько нужно. Студия One On One стала уже почти их вторым домом. Кстати, после знакомства с Aerosmith летом '90 группа подверглась их сильному видео-влиянию, и все время, проведенное в работе над новым альбомом, старательно снималось на видео. "Мы решили запечатлеть б наиболее важных песен от самого начала записи и до самого последнего микса, — говорит Джеймс Хэтфилд, — в будущем, наверное, это будет очень круто— посмотреть на старые съемки Metallica, только создающей песни, которые к тому времени будут уже довольно известны".
А снимали абсолютно все: репетиции, запись, различные интервью и даже свободное время. А отдохнуть было где. В студии были телевизор, видео, компьютерные игры, теннисный и биллиардный столы. На улице, прямо на стене студии было баскетбольное кольцо, а в самой записывающей комнате висел боксерский мешок с песком, который, впрочем, больше использовался для снятия стресса и разрядки энергии во время записи, чем дм отдыха. Случалось также снимать усталость и любимым алкоголем. Частенько это происходило вместе с парнями из Guns`N`Roses или Skid Row, также записывающими свои новые альбомы в Лос Анжелесс. В связи с этим просто никак нельзя не упомянуть один забавный эпизод того времени, когда Ларc Ульрих долило до того, что спустя 10 лет снова вышел на теннисный корт, и с кем?! С Себастьяном Бахом!!!
"Это было в апреле, — с улыбкой вспоминает Ларс, — мы записывали бас, и я целыми днями без дела шатался по студии, слушая Джейсона. А в полумиле от нас работали Skid Sow. Их альбом "Slave То The Grind" уже микшировался, и они тоже в общем-то были свободны. И вот как-то вечером мы собрались тесной компанией и крепко выпили. Я мало чего помню, но вот в 6 утра Себастьян нас начал усиленно нагружать, что он играл в теннис в школе. Я поддержал эту тему, но Бах так разошелся, что уже орал, как он был чемпионом своей школы, и не только ее, и вообще, что он самый великий теннисист. Потом он начал предлагать мне сразиться с ним. Я долго отказывался, но потом он меня просто разозлил своим хвастовством, и в 8 утра мы пошли в спортзал, расположенный в нашей лос-анжелесской гостинице "Le Pare". Человек 20, там занимающихся, с интересом наблюдали за двумя пьяными дураками, играющими прямо в носках. Себастьян мне продул со страшным счетом, и до сих пор при встрече он начинает оправдываться, якобы проиграл он случайно. То он говорит, что он был пьян, то— что он не умеет играть в носках... Но я тоже ведь был пьян, и тоже играл в носках! Да, это очень весело— с ним спорить, и будет очень скучно, если он все-таки сдастся".
Тем временем запись приближалась к окончанию и пора было подумать о названии альбома и его обложке. Над этим долго не раздумывали, решение пришло само по себе и было очень простое, как и вся пластинка. Дабы не уподобляться сотням других групп, названия дисков которых похожи одно на другое как две капли воды, альбом назвали просто "Metallica", а обложку сделали по той же причине абсолютно черной. "Сегодня многие просто смеются, наблюдая за многими металлическими группами, потому что все, что бы они ни делали, — абсолютно одинаково, — объясняет Ларс.
— Достаточно открыть любой журнал и глянуть на рекламу пластинок— их названия и обложки до того похожи, что это становится уже какой-то карикатурой на тяжелый рок. Я не хочу никого обидеть, но это действительно так. Более того, мы сами составляли часть этого клише— с молотком "Kill 'Em All" или с крестом на "Master Of Puppets". Теперь же мы хотим как можно дальше уйти от этого. Я не говорю, что все сделанное Metallica раньше—плохо, просто с новым альбомом мы хотим уйти от всех в противоположную сторону— и простыми песнями, и простой обложкой. Я не знаю, может быть, обложка нашего следующего альбома будет самым большим клише в мире, а название будет состоять из 17 слов, но на данный момент нам не нужно ни того, ни другого. У нас не было никаких подходящих идей на этот счет, у нас была просто музыка, и мы думали только о ней. Поэтому мы решили не сосредотачивать внимание фэнов на чем-то еще".
Остается добавить, что первоначально была задумана просто белая обложка с надписью "Metallica", однако в конце концов остановились на черном цвете, сделав обложку полностью черной, расположив в левом верхнем углу почти невидное название группы, а в противоположном— извивающуюся змею. Ту самую змею с первого американского революционного флага времен войны 1800 года, о которой, как уже было сказано ранее, идет речь в "Don't Tread On Me". Кстати, небезынтересен такой факт, что на протяжении всей записи альбома на стене в студии висел тот самый флаг со змеей в центре и фразами: "Don't Tread On Me" и "Liberty Or Death". Впрочем, сделав обложку, еще сомневались насчет названия. "У нас было несколько идей по этому поводу, — вспоминает Кирк Хэммет, — одна из них — назвать альбом "Don't Tread On Me". Но от этой идеи осталась лишь змея на обложке".