Последнее шоу Monsters Of Rock прошло в испанской Барселоне 24 сентября, однако AC/DC и Metallica пришлось отыграть еще один, ранее не планировавшийся, но тем не менее желаемый — как музыкантами, так и фэнами — концерт. Речь идет об уже ставшем легендарным выступлении в Москве.
Этого дня ждали долго. Очень долго. Еще несколько лет назад музыканты Metallica в различных интервью говорили о том, что очень хотели бы выступить в России, в этой загадочной для них стране, где, по доходящим за океан слухам, очень много поклонников Metallica. Ну, "много" — это еще мягко сказано. Вряд ли, наверное, можно найти группу, пользующуюся большей популярностью и уважением в бывшем Советском Союзе, как эта четверка калифорнийских парней. Не один год Metallica вдохновляет музыкантов и будоражит умы сотен тысеч русских металлюг, точив так же, как и их братьев «О всем мире, с той лишь разницей, что отечественные фэны никогда не только не видели своих кумиров живьем, но не могли себе этого представить даже в самых бредовых мыслях. И хотя в России уже побывало немало заезд тяжелого рока, сообщение о приезде Metаllica и AC/DC в Москву казалось чем-то из облает научной фантастики. Но тем не менее это было так. Всего за 26 дней, поистине героическими усилиями компании Time Warner с их стороны и фирмы BIZ-Enterprizes с нашей, был провернут этот невероятный проект по организации шоу Monsters Of Rock в Москве, во славу победы россиян на путчистами 19-21 августа 1991.
"Монстры" приехали, правда, в несколько измененном составе — с фестивального поезда соскочили Motley Crue и Queeneryche, которых заменили на трэш-банду из Техаса Pantera, а в Москве ко всей компании присоединились и местные Э.С.Т. Но такая перестановка была нашим фэнам, как говорится, до барабана: ждали только ИХ, ждали даже больше AC/DC— хэдлайнером фестиваля.
Итак, 28 сентября 1991 года, Москва, аэродром Тушино, на котором и была возведена гигантская сцена, прокатившаяся уже по всей Европе. Шоу решено было сделать бесплатным, и народ начал стекаться на летное поле за сутки до концерта. Известие о приезде Metallica и AC/DC поставило на уши металлистов всей страны, на концерте можно было даже встретить людей из самой Сибири (!), не говоря уж о более близких районах. Они-то в основном составляли полутора-тысячную толпу, которая провела ночь с 27 на 28 число перед сценой. Жгли костры, играли на гитарах, пели, пили, отмечая, помимо всего прочего и 5-летие со дня смерти Клиффа Бертона, и до сих пор не могли поверить, что через несколько часов на этой сцене будут стоять ОНИ. Основная же масса фэнов начала стекаться на поле с самого раннего утра и в апогее достигла чуть ли не полмиллиона человек! "Мы ждали 8 лет!" — гласил один из многочисленных транспорантов, развевавшихся над людским морем и, пожалуй, лучше всего передавал всю атмосферу и настроение творящегося на поле.
Наконец, в 17.40 из колонок раздалось традиционное интро и показались четверо черных монстров под названием Metallica... Было впечатление, что вот-вот раздастся ядерный взрыв и все Тушино провалится в преисподнюю. Земля буквально содрогалась под мощными аккордами до боли знакомых песен. Казалось, что даже воздух наполнился этой тяжестью. Никаких слов было не нужно — это была Metallica!
После шоу музыканты во многих интервью восхищались нашими фэнами, признав Тушинское выступление одним из лучших своих концертов. А Джеймс Хэтфилд даже заявил, что в будущем ни одно мировое турне Metallica не обойдется без России. "Мы очень счастливы, что попали в число выступавших здесь, — сказал Джейсон Ньюстед, — это было очень круто. Нам всем понравилось в Москве, Metallica тут очень хорошо принимают, и мы видим, что она очень многое значит в России. А этот концерт, я думаю, стал как бы предисловием к тому, что может случиться позже, когда мы вернемся сюда со своим полным хэд-лайн-шоу, и может быть, даже со множеством концертов".
Единственным же отрицательным моментом, этого, действительного настоящего праздника, стали неумелые, необдуманные и чрезвычайно жестокие действия милиции и военных по отношению к публике, которые оставили далеко не лучшее впечатление о нашей стране во всем мире.
Говоря о Metattica в Москве, Ларс Ульрих однако сказал, что основные события прошли в ночь перед концертом, когда, подпив пивка, он и Кирк Хэммет поймали такси и поехали кататься по городу. В 2 часа ночи посмотрели смену караула у Мавзолея Ленина, а на рассвете Ларс с Кирком приехали к Российскому Белому Дому. "На том месте, где погибли те трое парней, мы встретили несколько ребят, разбивших там целый палаточный городок, — рассказывает Ульрих, — они провели нас по площади, показали, где были баррикады, рассказали о тех днях. Это очень впечатает. Мы даже перестали думать о тех неудобствах в гостинице — там, на площади, мы действительно задумались о жизни и смерти".
"У этой компания было несколько гитар, — продолжает Ларс, — и мы сказали: "А почему бы вам не спеть что-нибудь?" И один из та запел песню Scorpions "Wind Of Сhange". Вот так, а вы говорите о Metallica, Bon Jovi, Guns'N'Roses... Scorpions в России в 10 раз главнее всех тех команд вместе взятых!"
Кроме того. Ларс Ульрих был глубоко потрясен тем фактом, что для российской молодежи музыка является не просто развлечением, а настоящим источником силы. "Мы везде сейчас на первых местах, — говорит он, — но там, на площади, не имело никакого значения — продали мы за неделю 2.000.000 пластинок или нет. Мы разговаривали с теми ребятами — они хотели свободы. У них те же надежды и желания, что и у других наших фэнов во всем мире. И это не зависело от того, на каком мы месте — на 1 или 1000.
Мне запомнился один парнишка, который проскочил к нам в гостиницу. Я прогуливался по вестибюлю, и он остановился передо мной со слезами на глазах. Я даже не знаю, как выразить охватившие меня чувства. Эти ребята были так воодушевлены уже одним только фактом, что мы приехали к ним, и сейчас мне очень приятно думать, что, может быть, наша музыка даст им что-то, за что можно было бы ухватиться".
Итак, турне "Monsters Of Rock" было закончено, и Metallica начали подготовку к собственному турне под названием "An Evening With Metallica"— "Вечер с Металликой". Первоначально в роли разогревающей группы планировались Skid Row. "Эти парни просто невероятны, — воодушевленно говорил тогда в интервью вокалист Себастьян Бах, — они — одна из немногих групп, которыми мы по-настоящему восхищаемся. Сейчас есть множество групп, пытающихся выдумать себе какой-то имидж и выехать только на нем, но Metallica определенно не из таких. Их имидж — это их музыка, и мы хотели бы надеяться, что похожее есть и у нас. Я горжусь, что люблю хэви-метал, a Metallica— это самый что ни на есть хэви-метал".
Однако в последний момент Себастьян Бах со своей командой отказались от этой поездки, почувствовав, видимо, себя достаточно готовыми для своего хэдлайнер-турне, что впоследствии, кстати, так и не произошло. Metallica же не стали искать замену Skid Row, получив шанс осуществить свою давнишнюю мечту — турне без разогрева. "На это было много причин, — объясняет Кирк Хэммет, — во-первых, не было никого свободных из тех групп, которые действительно заинтересовали нас. А, во-вторых, мы выпустили уже пятый альбом, и нам хотелось представлять побольше материала. Причем не в ущерб старым песням. Мы хотели играть в равной степени как старые, так и новые вещи, а для этого нужно, естественно, больше времени".
Впрочем, новшества в концертах Metallicа этим не исчерпывались. "Наше новое шоу на 360 градусов противоположно тому, что мы делали раньше", — сказал по этому поводу Ларс Ульрих. И это действительно было так. Прежде всего это выражалось в самой сцене. Это было довольно странное сооружение, не похожее ни на что сделанное кем-либо раньше. Сцена представляла собой несколько многогранных площадок — для каждого музыканта, — со всех сторон окруженных фэнами, как арена в цирке. "Эта идея появилась у нас года полтора назад, — рассказывает Ульрих, — я помню, мы сидели в амстердамском аэропорту, и кто-то нарисовал очертания бриллианта, сказав, что такой можно сделать нашу будущую сцену".
Кроме того, на сцене находилось две ударные установки Ларса, появляющиеся как бы из-под земли, и к тому же перемещающиеся в разных направлениях по ходу концерта. Больше на сцене ничего не было — звук шел сверху, с потолка, а в небольших перерывах музыканты отдыхали прямо под сценой, где также находились и их техники. Иначе было просто невозможно — группа находилась словно на необитаемом острове в море фэнов. Те находились даже на самой сцене! В прозванную самой Metallicа "змеиную яму", расположенную в самом центре сцены, каждое выступление продавалось от 50 до 100 билетов, и делалось это, как ни странно, для бутлегеров, т.е. людей, записывающих концерты и выпускающих эти записи в виде так называемых бутлегов, а иначе — "пиратских пластинок" "Зачем делать вид, что этого нет, — объясняет Ларс Ульрих такое необычное решение группы, — я видел списки с более чем 300 сейшенов Metallica, записанных на эти самые бутлеги, и все они не блещут качеством. Так почему бы не дать возможность желающим тусануться в центр сцены, где звук лучше всего? В прошлом турне mi попробовали поэкспериментировать с этим на паре концертов, но как следует у нас это не получилось, и мы решили отложить это до следующего раза. Теперь же каждый желающий может унести домой настоящий супер-сувенир — отличную запись концерта". Остается добавить, что последний раз такой "сервис" для фэнов делала группа Greateful Dead более 15 лет назад.
Наконец — о "разогревающем" фильме. Эту идею группе подкинул их менеджер, побывавший на одном из концертов последнего турне Пола Маккартни, где перед выступлением на экранах крутили его видеоклипы. У Metallicа в течение получаса экраны показывали различные интервью с музыкантами, кусочки концертов, клипы — в общем, некий документальный фильм, охватывающий всю 10-летнюю историю группы. И только после этого начиналось традиционное 2,5-часовое шоу со старыми и пои пи песнями, кавер-версиями и соло, причем не только гитарными и басовыми, как раньше, но также и с барабанными. Вот тут-то и появлялась вторая ударная установка, за которой восседал сам Джеймс Хэтфидд! Когда-то в составе алкогольно-хулиганского проекта Spastic Сhildren Джеймс давил из себя крутого ударника и вот теперь, через пять лет, он снова взял палочки и устраивал каждый вечер с братаном Ларсом настоящие барабанные дуэли, приводя всех фэнов в неописуемый восторг.