Смекни!
smekni.com

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста (стр. 11 из 11)

- вовлечение их в творческую деятельность (развитие действенно-практической сферы).

Чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений индивида в социальной среде. Поэтому обогащение человека опытом эмоционального отношения к действительности является социальным аспектом воспитательной работы в школе. Л.С. Выготский писал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма».

Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. И если кто-то из учеников нашей школы возьмет с собой во взрослую жизнь светлые и яркие минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности сыграл свою положительную роль.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Безэмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством, - это особый вид чувствований – художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.

Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, дает ребенку определенный объем жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности.

Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.

Гипотеза нашего исследования, исходящая из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если:

- выявлены уровни их сформированности;

- учитываются индивидуальные характеристики учащихся;

подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика музыкальных эмоций.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

3. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитание школьников. 2002, № 2.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988.

7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М , 1979.

8. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.

9. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства. Воспитание школьников. 1999, № 6.

10. Крутецкий В.А. Психология. М. 1980.

11. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное воспитание. 1997, № 4.

12. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. Педагогика. 1998, № 1.

13. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1982.

14. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3.

15. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. М., 1995.

16. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. 1972, № 10.

17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

18. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество). М., 1988.

19. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996.

20. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987.

21. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.

22. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.

23. Распутин А. Русские народные песни на уроках информатики. Воспитание школьников. 2001, № 4.

24. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

25. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М. 1966.

26. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.

27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978.

28. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности. СПб, 1997.

29. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.

30. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004.

31. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М., 1966.


[1] Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004.

[2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград, 1988.

[3] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988.

[4] Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. - М., 1966.

[5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

[6] Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М., 1979.

[7] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

[8] Крутецкий В.А. Психология. М., 1980.

[9] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

[10] Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.

[11] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978.

[12] Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.

[13]Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное воспитание. 1997. № 4.

[14] Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.

[15] Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1982.

[16]Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1988.

[17] Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. М., 1995.

[18] Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

[19] Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.