Смекни!
smekni.com

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста (стр. 8 из 11)

Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало – сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метро-ритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом.[17]

Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок, поёт козлятам коза.

Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.

Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование.

2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций

Диагностика проводилась на базе III «А» класса средней школы № 269 п. Островной Мурманской области.

Таблица № 1 (данные на начало года)

Ребёнок Фамилия, имя Весёлое Грустное Торжественное
Азарова Аня высокий средний средний
Бабабекова Женя средний средний средний
Бабушкина Оля высокий средний средний
Волошина Яна средний средний средний
Волынский Саша средний средний низкий
Михайлова Таня средний средний низкий
Науменко Олег средний средний средний
Полушкин Дима низкий средний средний
Сироткина Лена низкий средний низкий
Тропинин Влад средний средний средний

Таблица № 2 (данные на конец учебного года)

Ребёнок Фамилия, имя Весёлое Грустное Торжественное
Азарова Аня высокий средний высокий
Бабабекова Женя средний высокий средний
Бабушкина Оля высокий высокий высокий
Волошина Яна средний высокий высокий
Волынский Саша высокий средний средний
Михайлова Таня средний высокий средний
Науменко Олег средний средний высокий
Полушкин Дима средний высокий средний
Сироткина Лена средний средний средний
Тропинин Влад средний высокий высокий

Низкий уровень выражения эмоции выражается в несоответствии мимики, жестов, окраске голоса соответствующему настроению произведения.

Средний уровень выражения эмоции выражается в неустойчивом эмоциональном состоянии, отсутствии некоторых выразительных приёмов исполнения (мимики, жестов, окраске голоса).

Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и внешнего облика настроению произведения.

2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

В школе урок музыки является органической частью системы эстетического воспитания и во многом он ориентирован на нравственное развитие школьника. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение к музыкальному искусству, самодеятельность учащихся должны осуществляться в продуманной и последовательной системе.[18]

Урок музыки отличается своими специфическими видами деятельности: слушание и анализ музыкального произведения, движение под музыку, импровизация. Они не могут быть отделены механически друг от друга, поскольку взаимно связаны и порой взаимопроникают друг в друга. В процессе слушания музыки учащиеся приобретают определенные музыкально-теоретические знания, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа. В процессе хорового пения развиваются певческий голос и все компоненты музыкального слуха (звуковысотный, ритмический, гармонический, тембровый). Развитие исполнительских навыков в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку, импровизации делает учащихся активными, заинтересованными, эмоционально отзывчивыми участниками учебного занятия.

Задача уроков музыки — научить ребят активно общаться с прекрасным, творческому отношению к музыке. Это возможно при условии не только освоения и осмысления отдельного произведения, но и знания истории его создания, основ теории музыки, закономерностей ее развития.

Одной из основных задач музыкального воспитания учащихся начальной школы является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой, к пониманию её жизненного содержания. Дети 7—8-летнего возраста не умеют ещё полноценно воспринимать музыку, отражать в своем сознании развертывающийся во времени музыкальный образ. В то же время они свободно определяют общее настроение, реагируют на простейшие средства музыкальной выразительности, темп, динамику, регистр.[19]

Поэтому одной из главных задач является развитие общей музыкальности у детей. Она включает в себя три основных признака:

- способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ;

- способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности;

- проявление творческого отношения к музыке.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях.

Необходимо помнить, что воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.

В классном хоровом пении участвуют все без исключения учащиеся данного класса. Правда, вначале дети, поющие неверно, мешают общему пению, чистоте интонирования; но необходимо помнить, что слух у детей развивается постепенно, в процессе обучения. Развитие вокально-хоровых навыков процесс длительный.

Если ученик поет неверно, это еще не свидетельствует о плохом музыкальном слухе. Возможно, что он слышит хорошо, но голос его не слушается, не подчиняется. В таком случае отсутствует координация между слухом и голосом. Через некоторое время, когда голосовой аппарат разовьется, диапазон его расширится, чаще всего выясняется, что у ученика есть и слух, и необходимый уровень вокально-хоровых данных. Если ученик поёт чисто только некоторые звуки в середине диапазона, это значит, что ограничены его вокальные возможности, а не слух. Вывод о том, что у ребенка плохой слух, нельзя делать поспешно. Дети же с плохим слухом не только не должны освобождаться от пения, музыкальных занятий, но им следует уделять больше внимания как временно отстающим в учебном предмете.

Если предложить необученным школьникам что-нибудь спеть, то, как правило; можно услышать громкое, близкое к крикливости пение. Надо объяснять детям, что некрасиво, вредно так петь, что можно легко испортить голос.

Борьба с крикливостью в детском пении — очень важный момент в музыкальном, в частности вокальном, воспитании. Наилучшим является спокойное, кантиленное звучание детского голоса, при активной подвижности органов артикуляции, гортани и дыхания. Основными свойствами нормального певческого звука являются активность, эмоциональность, свобода (непринужденность), легкость без малейшего намека на форсировку. При разучивании песни мелодию приходится повторять много раз. Дети могут усвоить мелодию быстро, если она проста, но спеть сразу совершенно правильно, чисто выдерживая все оттенки исполнения, им трудно. Хорошее исполнение требует настойчивости, упорной, кропотливой работы. Это может быть тягостным для детей и малоэффективным, если проводить повторение неумело. Можно часто слышать такое обращение: «Спойте еще раз». Дети поют, руководитель не удовлетворен: «Вы спели хорошо, но надо получше, споем еще раз». Такое повторение надоедает детям и не приносит никаких результатов. Ученики должны знать, зачем повторяют, перед ними должна быть поставлена определенная задача, тогда повторение становится целеустремленным, осмысленным, интересным. Дети чувствуют, что с каждым разом получается лучше. Они понимают, почему стало лучше, а это делает процесс обучения сознательным, активным.