5. Каждое музыкальное произведение имеет свой характер и темперамет, чувства заложенные в него автором. Тем не менее восприятие не всегда адекватно считывает посылы, заложенные автором.
6. На восприятие музыки оказывают значительное влияние индивидуально личностные характеристики слушателя. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля для слушателя, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент слушателя так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия, тем не менее прямой и сильной связи в результате проведённого эксперимента обнаружено не было.
7. Восприятие времени в музыки носит субъективный характер и представляет определённый интерес для исследования.
8. Отечественные исследователи видят в музыке способность побуждать, регулировать поведение человека., и отводят ей воспитательную, стимулирующую роль. На мой взгляд, роль музыки в оказываемом ею терапевтическом эффекте, который основан на высвобождении и переживании чувств слушателя.
Несомненно, тема восприятия и воздействия оказываемого музыкой на человека представляет интерес для дальнейшего более детального исследования. Например, интересно исследовать особенности выбора и восприятия индивидами определённых музыкальных стилей, а так же трансового эффекта «клубной» музыки и др.
1. Ананьев Б.Г. «Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. – Вопросы науки о поведении ребёнка и взрослого», Владикавказ, 1928
2. Асафьев Б.В. «Речевая интонация» - М., - Л., 1965.
3. Беляева - Экземплярская С.Н. «Заметки о психологии восприятия времени в музыке» // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.
4. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
5. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3
6. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., 1997.
7. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934.
9. Изард К.Э. «Психология эмоций»./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999 г.
10. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.
11.Медушевский В.В. «О содержании понятия «адекватное восприятие»».//Восприятие музыки. - М., 1980.
12. Милнер П.Ф. «Физиологическая психология»./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973.
14. Морозов В.М. «Биофизические основы вокальной речи». Л., 1977.
13. Петрушин В. И. «Моделирование эмоций средствами музыки». //Вопросы психологии 1988 №5.
15. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.
16. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
17. Ражников В. Г. «Партитурная транскрипция» // Вопросы психологии 1980. № 1.
18. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11.
19. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».// Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.