План
Введение
1. Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе
2. Считалки, жеребьёвки, дразнилки
Заключение
Список литературы
Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.
В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.
Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.
Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева "Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя" (1998), В.К. Шаповалова "Этнокультурная направленность Российского образования" (1997).
Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.
Программа "Оберег" (автор - Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры.
Цель работы: изучить детский музыкальный фольклор; считалки, жеребьёвки, дразнилки.
Задачи работы:
рассмотреть детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе;
рассмотреть считалки, жеребьёвки, дразнилки.
90-е годы ХХ столетия характеризуются новой "фольклорной волной": проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.
Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета "Музыка", составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.
Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу "Русский фольклор" основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся [5, с.10].
Программа факультативного курса для учащихся начальных классов "Введение в народоведение" (автор - М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы "Наследие". В 1 классе главная проблема курса - "Человек и природа в народной культуре", во 2 - "Человек и семья в народной культуре", в 3 - "Человек и родная земля в народной культуре".
В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.
В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова "Основы общей этнопедагогики", разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики - фольклор, система праздников, народная хореография.
Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой.
Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В.В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.
Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С.Х. Раппопорт "Искусство и эмоции" (1968), П.М. Якобсон "Эмоциональная жизнь школьника" (1966), Г.М. Бреслав "Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения" (1990).
В различных регионах России возникают школы, использующие в качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, народные игры с пением и др., а также приобщение детей к народной истории и культуре.
В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.
Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности [7, с.41].
Русские народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа.
Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного творчества на импровизационной основе, развивают фантазию, художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в окружающем мире жизнедеятельных процессах.
В повседневной жизни ознакомление с фольклором, передача его непреходящих ценностей от поколения к поколению проходят не систематично, чисто без учета возрастного уровня развития детей, что отражается на качестве восприятия и понимания его смыслового содержания. Поэтому в последние годы преобладающим становится мнение о необходимости создания программ по музыке, учитывающих национальные традиции, особенности, самобытность культуры народов страны, помогающих освоению норм жизни и поведения, формированию нравственно-эстетических качеств личности. Примером тому может служить программа для I-IV классов общеобразовательной школы "Музыкальный фольклор" предлагаемая авторами в дополнение к изучению общепринятой программы "Музыка", приобщающей детей к музыкальному искусству, способствующая пониманию родов, видов и жанров музыки [5, с.34].
Программа состоит из пояснительной записки и описания содержания занятий по четвертям. Её целью ставится подготовка детей к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора. В каждой четверти приводится репертуар для исполнения. Темы располагаются в следующей последовательности:
I класс:
1 четверть - "Давайте познакомимся".
2 четверть - "Все умеем декламировать".
3 четверть - "Узнаем волшебные звуки".
4 четверть - "Все учимся петь".
II класс:
1 четверть - "Слово, напев, движение в фольклоре".
2 четверть - "Выразим себя в фольклоре".
3 четверть - "Что такое ритм в фольклоре".
4 четверть - "Что такое народная музыкальная речь".
III класс:
1 четверть - "Изображение трудового процесса в народных песнях".
2 четверть - "Речевая интонация в фольклоре".
3 четверть - "Образы музыкально-поэтического фольклора".
4 четверть - "Учимся плести веночки из народных песен".
IV класс:
1 четверть - "Найдем к каждой песне свой ключ".
2 четверть - "Календарная песня - зеркало жизни народа".
З четверть - "Народные песни в свадебном обряде".
4 четверть - "Народ - великий художник".
Естественно, что изучение предлагаемого материала должно проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и методике работы с учащимися, с разработкой "подпрограммы", направленной на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений, формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном, своеобразном отражении окружающей действительности.
Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов.
Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как "Ярмарка". Звенят бубны, трещат ложки, пляшут скоморохи. И здесь же работают мастера - сами дети. Они расписывают городецкие доски, хохломские ложки, жостовские подносы [10, с.17].