Смекни!
smekni.com

Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. Прокофьева (стр. 2 из 13)

Благодаря слаженной работе великолепных педагогов два студента из первого выпуска: Бакке В.В. (ныне Заслуженный деятель культуры России) и Ткачева Т.Е. (ныне доцент в Московском Государственном университете культуры) в год окончания училища поступили в Московский Государственный педагогический институт имени Гнесиных.

Хочется привести выдержку из протокола Государственного экзамена

по дирижированию хором за 1969 год (Председатель комиссии, ректор МГПИ имени Гнесиных - В.Н.Минин):

«…Общее впечатление от хора – хорошее…Мне понравилась воспитанная активность хора. Он не пел равнодушно, а исполнял произведения выразительно, в соответствии с их характером. Это особенно хочется отметить, как самое приятное. Интонация в хоре могла бы быть лучше – это касается тех мест, где сложно с точки зрения вокала. Там же, где преобладает эмоциональное начало – интонируется хорошо. Это связано с воспитанием дыхания. Надо обратить внимание на развитие у дипломников вертикального слушания на уроках сольфеджио. Приятно отметить хорошую работу дипломников с камертоном. В этом заслуга руководителя хорового класса и всех педагогов отдела…»

Возникший в 1964 году хоровой отдел второго Московского областного музыкального училища, начавший «с нуля», спустя всего четыре года достиг, по словам В.Н. Минина – «…Уровня любого столичного училища и по репертуару, и по трудностям, и по качеству исполнения». Этот вывод был подтвержден и другими документами. Из протокола государственного экзамена по дирижированию хором за 1973 год. Председатель комиссии – доцент ГМПИ имени Гнесиных Н.В.Шварц: «Я знаю хор уже три года. Хороший строй, ансамбль, дикция, а главное – большая слаженность звучания, увлеченность поющих – все говорит о большой работе педагогов дирижерско-хорового отдела и руководителя хорового класса, которые сумели привить им большой интерес и любовь к хоровому искусству. Если три года назад еще были погрешности в отношении строя и резковатость звучания сопрановой партии, то в этом году хор очень вырос, появилась возможность ввести в его репертуар более сложные произведения. Хочется пожелать отделу продолжать работать в этом же направлении…»

В течение последующих многих лет приглашались председателями комиссии декан дирижерско-хорового отделения профессор Попова Л.А., профессор Селиванов Б.А., И.О. профессора Апексимова М.М., И.О. доцента Малый А.В. и многие другие квалифицированные преподаватели РАМ им. Гнесиных, которые были также хорошего мнения о результатах государственных экзаменов. Попова Л.А. и Апексимова М.М. ежегодно оказывают методическую помощь отделу.

Чтобы улучшить учебный процесс и дисциплину, в начале года, на первом же занятии избирался староста хора и старосты каждого курса, которые вырабатывали устав хора (опоздания, пропуски хоровых занятий, сдача партий – все это влияло на оценку по хоровому классу, которая выставлялась в конце каждого месяца). Студенты пели по партитурам, что позволяло видеть и слышать общее звучание хора. Несколько раз в год руководитель хора и дипломники принимали партии наизусть и всегда на, Государственных экзаменах, хор всю программу пел наизусть. В сентябре каждого учебного года Числова Зинаида Сергеевна начинала работать над своей новой программой. После того, как хор знакомился с концертной программой руководителя хора, к работе приступали дипломники. Первые репетиции были раздельными, то есть с партией сопрано в отдельном классе работал один дипломник, в другом классе с альтами – другой, на втором часу занятий они менялись. На последующих репетициях они объединялись, и дипломник работал уже с полным составом хора. В конце первого полугодия дипломная программа вчерне была готова, и в стенах училища проводился концерт. После каникул Зинаида Сергеевна Числова снова приступала к своей концертной программе. С марта месяца к работе снова подключались дипломники. Государственные экзамены проводились в начале июня.

Женский хор под управлением Зинаиды Сергеевны Числовой продолжал совершенствовать свое мастерство. Особенно запоминающимися были концерты:

· 1967 год - в Концертном зале имени П.И. Чайковского, посвященный пятидесятилетию образования СССР, где студенты выступали в национальных костюмах, сшитых своими руками. Хор пел в сопровождении оркестра, дирижировала З.С. Числова.

· 1970 год - отчетный концерт училища в Малом зале московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В концерте исполнялась сюита Ю. Чичкова «Посвящение».

· 1985 год - концерт сводного хора 1-го и 2-го Московских областных музыкальных училищ в зале ГМПИ имени Гнесиных, посвященный 40-летию Победы.

Хор под управлением Зинаиды Сергеевны Числовой неоднократно выступал на концертных площадках городов Московской области: Дворец Культуры имени Гагарина (г. Сергиев-Посад), Клуб поселка Челюскинский, Клуб милиции города Пушкино, Дом Культуры города Мытищи, Дом Культуры города Ивантеевка, Детская музыкальная школа города Щёлково, клуб поселка Клязьма и т.д.

О репертуаре хорового класса 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева можно говорить бесконечно, так как училище существует с 1964 года, а в 1968 году был первый выпуск. Конечно, в начале репертуар хора был более легким и усложнялся постепенно. За долгие годы хор спел множество классических, современных произведений и народных песен. Весь репертуар перечислить невозможно, но хотелось бы привести пример из нескольких произведений:

1. Русская народная песня «Ты, рябина ли» в обработке В.Г. Соколова.

2. Русская народная песня «Повянь, повянь, бурь погодушка» в обработке В.Г. Соколова.

3. Р. Шуман «Цыгане».

4. П.И Чайковский «Без поры, да без времени».

5. Женские хоры П.Г. Чеснокова («Яблоня», «Ночь пролетала над миром», «Русалка» и др.).

6. Шесть женских хоров С.В. Рахманинова.

7. Русская народная песня в обработке Рубцова «Веники», переложение для женского хора В.С. Попова.

8. К. Проснак «Баркарола».

9. Б. Дворжак «Славянские напевы».

10.В.Н. Салманов «Лев в железной клетке».

11.К.Орф «Люблю и ненавижу».

12.Дж. Гершвин «К Родине».

13.Д. Каччини «Ave Maria».

Зинаида Сергеевна Числова – автор многочисленных переложений, как известно, концертный репертуар для женского хора достаточно ограничен.

В 1996 году 2-му Московскому областному музыкальному училищу было присвоено имя Сергея Сергеевича Прокофьева, в связи с юбилеем композитора. В честь торжества были приглашены сын С.С. Прокофьева – О.С. Прокофьев и племянник А.Н. Скрябина.

В Доме Культуры города Мытищи состоялся концерт училища из произведений С.С. Прокофьева. Хор исполнял:

· Хоры из оратории «Иван Грозный»: «Лебедь», «Величальная», «Лебедь». Эти фрагменты были объединены в своеобразный триптих по принципу А, В, А.

· Таким же образом были спеты три части из кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские» - «Мертвое поле» - «Вставайте, люди русские»), где сольный номер исполнила солистка Московской филармонии Т. Виноградова.

Исполненные хором произведения произвели огромное впечатление на О.С.Прокофьева и, в знак благодарности, он подарил клавир оратории «Иван Грозный» с автографом «На память дирижерско-хоровому отделу 2-го МОМУ» (Подпись).

В 2000 году исполнилось 50 лет творческой деятельности Зинаиды Сергеевны Числовой. В 2001 году она отметила свой юбилей в Доме композиторов. Зинаида Сергеевна вышла на сцену под звуки Полонеза Ф.Шопена и весь зал встал, приветствуя её аплодисментами. Овации долго не прекращались. Перед началом концерта у З.С. Числовой взяли интервью сотрудники телевидения и уже вечером это событие осветили в «Новостях».

Праздник начался со вступительного слова Заслуженного работника культуры России, заведующей теоретическим отделом училища Л.В.Симоновой. Программу юбилея вел бывший воспитанник Зинаиды Сергеевны, профессор, лауреат премии Сан-Марино (Италия) В.В. Бакке. После вступительного слова З.С. Числова выступила как дирижер с большой концертной программой куда вошли: русская, западная классика и народные песни. Сколько прекрасных слов было сказано после концерта бывшими воспитанниками Зинаиды Сергеевны, ныне профессорами, Заслуженными деятелями искусств, композиторами и просто друзьями удивительного музыканта.

С 1998 года в училище под руководством Михаила Федоровича Ковшаря появился смешанный хор. Сначала он состоял всего из двадцати человек, в нем пели дирижеры четвертого курса (женская группа), теоретики и вокалисты (мужская группа). В следующем году хор увеличился до сорока человек, он состоял из студентов третьего и четвертого курсов дирижеров, теоретиков и вокалистов. Увеличение количественного состава коллектива позволило значительно расширить репертуар, сделать его более разноплановым. В этом же году студенты третьего курса (дирижеры) стали проходить на хоре практику. Это было большим достижением, так как до этого студент впервые приступал к работе с хором только на последнем курсе во время диплома.

А с 2000 года выпускники стали одно из дипломных произведений (по желанию acapella или с сопровождением) делать на смешанном хоре. Для увеличения количественного состава мужской группы были проведены изменения в учебном плане училища и студентов первого курса отделения «Духовые и ударные инструменты» обязали посещать смешанный хор. Смешанный хор занимался четыре часа в неделю по вторникам и пятницам. Для того чтобы помочь студентам духового отдела, никогда не певшим в хорах, дирижеры четвертого курса установили контроль над сдачей партий. Это заключалось в том, что на четырех человек из мужской группы хора, приходился ответственный с четвертого курса дирижеров, который в свободное от основных занятий время помогал ребятам освоить нотный материал и выучивал с ними партию. Таким образом, успехи хора значительно улучшились.