Смекни!
smekni.com

Если вы любите петь (стр. 6 из 8)

Ученый Дарвин писал: "Страстный оратор, певец и музыкант, который своими разнообразными звуками или модуляциями голоса возбуждает самые сильные эмоции в своих слушателях, едва ли подозревает, что пользуется теми же средствами, которыми в очень отдаленной древности его получе­ловеческие предки возбуждали друг у друга пламенные страсти во время ухаживания и соперничества".

Эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма.

Глаза должны быть все время живыми в пении. В объяснениях маэстро Гандольфи под улыбкой подразумевалось не специальное, искусственное растягивание губ в стороны, а так называемая внутренняя улыбка. Он го­ворил, что иногда достаточно улыбнуться глазами.

Но все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме, что требует мастерского владения голосом.


Дикция в пении

Для итальянской школы пения характерна именно отчетливая дикция, она является одной из ее основ, так как сама фонетика итальянского языка не допускает неясного и нечеткого произношения.

Итальянский язык изобилует большим количеством гласных, перемежа­ющихся со звонкими согласными.Поэтому исполнение на итальянском языке отличается особой звонкостью. Сначала резонанс, потом произношение. Если певец овладевает настоящим резонансом, то у него оживает и слово. Тезис маэстро Барра: "Мелодическое пение может быть разговорным". Он говорил, что когда звук голоса обретает правильность резонаторной настройки и легкость - согласная полетит в зал вместе с гласной и сло­во будет достаточно разборчиво. В "губном резонировании" маэстро Барра видел залог хорошей дикции.

Певец Иванов пишет в своей книге: "Дикция зависит от правильности произношения согласных; гласные - звуки, образуемые голосом, согласные

- звуки произносимые в сочетании с голосом (с гласными). Опытные вока­листы-практики говорят, что "гласная несет на себе согласную, как конь седока" или "гласные - река, согласные - берега".

"Хорошо произнесенная согласная лучше укрепляет звук", - пишет педагог Терьян Корганова.

Значит, правило: четко и твердо выговаривать согласные, но не за­бывать, что "утрированная дикция может выбить исполнителя из ритмичес­кого движения мелодии".

"Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса" - педагог Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: "Слова, образуемые при пении, должны находиться "впереди", то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом".

Надо помнить всегда, что, как бы ни ценить слово в романсе или арии, в первую очередь при оценке общего настроения необходимо исхо­дить из музыки. Музыка настолько связана с текстом и со спецификой языка, что, как ни прекрасен, как ни универсален русский язык, все-та­ки, скажем, французская вещь на французском языке звучит по-другому, естественнее, лучше. Русский язык, его богатство, его благодатные фо­нетические свойства дают возможность нашим певцам быть универсальными, т.е. исполнять произведения на разных языках.

И в заключение. "Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция "хромает" - С.Я.Лемешев.

О музыке, о композиторах, о стилях в музыке

У каждой нации свой подход к музыке, свое традиционное исполнение ее. У каждого выдающегося композитора свой стиль. Каждый композитор прошлого считал долгом чести хранить верность своему стилю... Родона­чальником инструментального исполнительского стиля является И.С.Бах. В его творчестве человеческий голос трактуется как совершенный инстру­мент. Такое понимание возможностей певческого голоса иструментальный стиль исполнения отличают В.Моцарта, Л.Бетховена...

Часто в таком стиле, в подобной музыке "музыкальная красота

- самое главное. Певец выступает в данном случае как музыкант, испол­няя мелодию, а слова играют не столь важную роль.

Сочетание певучих арий с блеском колоратурных пассажей мы встре­чаем в творчестве таких композиторов как В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Россини. В операх Россини кроме льющегося звука, легкости эмиссии, блестящей техники беглости от певца требуется умение использовать раз­личные средства с целью создания правдивого музыкально-сценического образа.

"Если Беллини пленил меня своей чистейшей мелодической волной, поэтически окрылявшей самые простые чувства, Россини околдовал меня бьющей через край живостью, которую можно сравнить с неисчерпаемым каскадом искрометной, безудержной радости. Он был гением веселья". - писала итальянская певица Тоти Даль Монте.

Мелодии Пуччини и Джордано требуют одной вокальной краски, интен­сивно и звучно поданной.

В операх Верди вокальные партии требуют более насыщенного звуча­ния (чем, допустим, в операх Россини), хорошего звукового посыла. Сво­еобразие стиля Верди - выразительность и пластичность, широкое дыхание кантилены, взрывчатая экспрессивность, контрастность переходов.

"Заботясь о стиле, не надо забывать, что в пределах каждого твор­чества каждого композитора встречается свое внутреннее разнообразие стилей" - Е.Е.Нестеренко.

"Музыка Глинки представляет огромные трудности для певцов. Прос­тота, которую требует от певца музыка Глинки - сложная простота. Глин­ка не иллюстрирует текст, но создает музыкальный образ, аналогичный поэтическому не только по эмоционально-психологическому строю, но и по особенностям композиции, ритмической структуре, цезурам, интонациям" - С.Лемешев.

Музыку Чайковского нельзя "рвать" на отдельные фразы, слова, Она сильна именно своей целостностью. В романсах Чайковского мир чувств уже выстраданных, пережитых. И хотя душа героя отнюдь не всегда спо­койна и умиротворена, хотя ее еще сотрясают вспышки, отзвуки былых страстей, но музыка повествует о "днях минувших". Лирический герой ро­мансов Рахманинова охвачен переживаниями в настоящий момент, в данную минуту, ими полна его душа, его сердце, и они должны быть немедленно выражены со всей искренностью и силой чувства.

"Отсутствие пения меня решительно оскорбляет и никакие достоинс­тва игры и создания типа не могут для меня заменить пения" - так стро­го подходил к исполнителям его музыки Н.Римский-Корсаков.

Исполнителям арий из опер не следует забывать об условности опер­ного жанра, о необходимости укладывать всю гамму переживаний в рамки академически красивого звучания голоса. Вся ария должна быть пронизана единым настроением. Попытки иллюстрировать отдельные фразы не правиль­ны. "Именно опера способна передать моменты наивысшего эмоционального подъема, состояние человека, которое порой невозможно высказать" -

С.Лемешев. Переключение из одного состояния в другое идет в опере ло­гичным путем. Исполнение же романсов, песен... требует умения быстро перевоплощаться. По сравнению с оперным камерный стиль исполнения тре­бует большей детальности, филигранности и гибкости нюансировки. Чему же большее внимание уделять в исполнении музыкальных произведений му­зыке или тексту?

Своим опытом делится Е.Е.Нестеренко:

"Не уделять большого внимания тексту, если он был сочинен позднее музыки, или, наоборот, отнестись с должным вниманием к стихотворению, высокий смысл которого раскрыл в своей музыке композитор".

Мир создан не однажды, а столько раз, сколько появилось ориги­нальных художников. И художником должен стремиться стать каждый певец.

Выступление перед публикой

Настоящее развитие,воспитание и обучение артиста происходит имен­но тогда, когда он выступает перед публикой.

Главная задача исполнителя: поселить в душе слушателя образ, ввести в мир человеческих страстей.

Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели актеру драматическому, потому что певец должен на сцене петь. Е.Е. Нестеренко рассказывает в своей книге анекдот. Режиссер на репетиции не мог никак добится от тенора, играющего любовную сцену, правдивого поведения. Тогда он закричал: "Неужели вам в жизни не приходилось делать ничего подобного?"-" Да, но тогда мне не надо было петь!" - был ответ.

Голос сам по себе, в физиологическом смысле красивый, мощный и к тому же хорошо выделанный, уже доставляет наслаждение. Заинтересовать публику, сидящую в зале, музыкой более или менее известной, иметь ус­пех в произведениях, которые аудитория любит и знает, а также показать себя, свои возможности в песнях, романсах и ариях... в начале творчес­кого пути, пока публика еще плохо знает певца, вполне закономерно.

Однако в начале артистической деятельности, а тем более в период обучения, волнение часто снижает уровень выступления: певец теряет то, что в спокойной обстановке класса он может создать.

На сцене нужно помнить о том "публичном одиночестве", о котором говорил Станиславский: "Для артиста "публичное одиночество" - это ве­личайшая вещь. Вы стоите посреди сцены, на вас смотрит много людей, но вы их не замечаете. Вы заняты делом, конкретная задача вас успокаивает и приводит к "публичному одиночеству". Пианист начинает вступление. Слушайте музыку. Вы уже отвлеклись от публики. Музыка поможет вам пе­ренестись в те обстоятельства, в которых вы работали над этой вещью. Ваша фантазия разбужена - вы уже в творческом состоянии".

"Если певец на сцене не будет чувствовать и видеть и слышать так же, как изображаемый им герой, образ не получится", - говорила Мария Каллас.

Слова далеко не всегда выражают подлинное настроение персонажа. (Например, "Песня Вани" из оперы "Жизнь за царя" М.Глинки, где груст­ный текст песни не должен прозвучать печально, так как общее настрое­ние сцены радостное, благополучное.)

В искусстве пения воспринимается только то, что для аудитории ка­жется легким. Значит, нужно научиться рационально расходовать свои си­лы. Сама же усталость от рационального процесса пения не так велика, что, очевидно, подтверждает старинное изречение: " Все, что делается истинно, делается легко ". Даже в самых драматических ситуациях, необ­ходимо находить моменты для отдыха. Энергию всегда нужно сохранять, какой бы запас у вас не был. Необходимо следить за тем, чтобы для ус­пешного выполнения технически трудных мест оставался хороший запас мы­шечной энергии.