Смекни!
smekni.com

Если вы любите петь (стр. 7 из 8)

Очень ценные указания дает певец А.П.Иванов.

Зная хорошо весь музыкальный материал, артист в своем действии на сцене должен на какую-то йоту предварить музыку, чтобы создавалось впечатление, что музыка и возникает потому, что вы диктуете ее своим поведением. Если действие певца будет совпадать с музыкой или чуть отставать, то ощущение сценической правды сразу исчезнет, так как зри­тель будет чувствовать, что певец как бы иллюстрирует движением музы­ку, а не живет ею.

В чем же причины неудачных выступлений? Причин может быть много: иногда общий тонус бывает пониженным и отсюда большая,чем обычно, ис­полнительская вялость,иногда сказывается излишнее волнение, иногда го­лос не "в форме", иногда мешает даже ... неудобный костюм. Но хороший исполнитель должен научиться преодолевать любое состояние, любые неу­добства. Нервозная обстановка, мнительность, переживания по поводу и без повода - все это травмирует психику и отрицательно может сказаться на результативности труда певца.

Еще о правилах и законах сцены.

1. "Фигура должна быть важная". Вспомним слова А.С.Пушкина: "Слу­женье муз не терпит суеты/ Прекрасное должно быть величаво".

2. Трудно бывает - а нужно уметь - ходить по сцене, не глядя под ноги.

3. "Всякие открытые жесты вызывают зрителей на аплодисменты" -

М.Каллас.

4. На оперной сцене царит непреложный закон: когда певец поет не только арию,но даже важную музыкальную фразу,все остальные артисты должны его слушать или совершенно стушеваться.Иначе внимание зрителей ускользнет и от исполнителя и от музыки.

5. Певцу необходимо управлять своим поведением на сцене, постоян­но наблюдать за собой,не позволяя темпераменту "перехлестывать" преде­лы,налагаемые условностью вокального исполнения. Реализм и естествен­ность не должны переходить в натурализм. "Даже чувствуя самые сильные порывы страсти, певец должен сохранять достаточно умственной свободы, чтобы анализировать внешние формы,посредством которых эти порывы выра­жаются" - М.Гарсиа.

6. Когда певец-актер стоит на сцене и партнер поет свою партию, обращаясь к нему, первый должен постараться воспринять слова партнера, как будто слышит их впервые, будто все это-его первая непосредственная реакция (мысли режиссера Ренато Мордо).

7. Артист должен уметь не только ясно донести до слушателей свой замысел, а сделать так, чтобы его художественное мироощущение стало внутренним убеждением аудитории.

8. "Пусть сердце горит, а голова должна оставаться холодной, пом­ните это" - педагог Лавровская.

И слова Ф.Шаляпина:

"Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один... На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует".

Артистизм

Чудеснейшее свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения.

"Надо сильно чувствовать самому,чтобы заставить чувствовать дру­гих" - Паганини.

"Потребность впитывать в себя знания и впечатления мне представ­ляется одним из обязательных свойств таланта", - пишет Е.Е.Нестеренко.

Актеру совершенно необходимо будить, тормошить свою творческую фантазию, много знать, чтобы верно чувствовать, а для этого концентри­ровать в копилке своих знаний впечатления и от прочитанных книг, и от произведений изобразительного искусства, и от всего увиденного и услы­шанного в жизни.

Художник, как драгоценность,обязан беречь в своей душе каждое пе­реживание, выпавшее ему в жизни: радостное, трагическое, печальное, комическое - все пригодится в его творческой работе, послужит материа­лом, из которого он в последствии будет лепить образы своих героев. Ар­тисту полезно уметь самые разные переживания из своей жизни переносить на другую почву, чтобы на основе этого нафантазировать другие пережи­вания. Наблюдательность, умение накапливать и хранить в памяти жизнен­ные впечатления,желание спрашивать, учиться у знающих людей, способ­ность фантазировать должны быть в числе профессиональных качеств ар­тиста.par "Сила воображения увеличивается по мере роста знаний" - К.Паус­товский.

"Мысль актера - его фантазия" - М.Чехов.

Для создания музыкального образа очень помогают ассоциации: нужно вспомнить какой-либо эпизод из жизни, вызывающий ассоциации, соответс­твующие образам произведения. Такие воспоминания помогут на сцене быстро возбудить фантазию.

Первый концертмейстер Е.В.Образцовой А.П.Ерохин направлял тогда еще молодую певицу изучать предшествующий опыт других исполнителей этих произведений. Он говорил: "Нужно знать предшествующий опыт, чтобы потом, отрешившись от него искать на самостоятельном направлении, уйти в свободу импровизации."

"В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконеч­ны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, переменяя только акцент; придавая устам то улыбку, то серьезное,то строгое выра­жение" - М.Глинка.

В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоциональ­ного и состоит сила вечно живого вокального искусства.

Успех во всем мире русской оперной школы, триумфы Елены Образцо­вой, Владимира Атлантова, других выдающихся российских артистов,убеди­тельно свидетельствуют о жизненности шаляпинских традиций сценического реализма - его "уроки" выразительного и точного жеста, глубины пере­воплощения, его учение об интонации, о строгом самоконтроле на сцене поняты, восприняты и осмыслены.

"Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зри­телей, как бы поверить, что есть такая страна,где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.


5. Режим певца

Заболевание голосового аппарата

Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.

Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц дру­гих профессий. Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.

В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосо­вой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированны­ми голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляют­ся. Первыми признаками утомления голосового аппарата является наруше­ние правильного звучания голоса: возникает "ощущение гортани". Учащим­ся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с пе­дагогом.Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и "верхами", которые в их голосе еше не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсиро­вание голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.

Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.

К неблагоприятным последствиям для голоса у женщин приводит также пение в период менструации. Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.

Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается глав­ным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыха­тельных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосу­дов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится". Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого в холодное помещение. Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действу­ет хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражает­ся на слизистой.

Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особен­но при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом. Раздражение слизистой влечет за собой уси­ленную работу желез, выделяющих слизь, которая появляется в глотке, гортани, трахеи, на связках. Курение особенно вредно для женщин, у ко­торых слизистая и др. ткани более чувствительны к этому раздражителю. При курении у них голос грубеет, укорачивается в диапазоне.

Для актеров, певцов, педагогов и других лиц профессия которых требует большого напряжения нервной системы, особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.

Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.

Певец - как спортсмен

Певец должен соблюдать режим.

"Певец - как спортсмен", - говорит английский музыкальный критик Эдвард Даунс.

Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хо­рошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за об­щим состоянием здоровья.