"Крик, громкий разговор, курение, питье спиртных напитков, различные виды нервозности - вред приносят певцу" - Э.Карузо.
Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок.
Певцы должны хорошо питаться, если хотят быть в должной форме и сохранить крепкое дыхание и голос.
Исполняя высокими по природе голосами репертуар для более низкого голоса, певцы "отяжеляют" свой голос и теряют свободу верхнего регистра. Если же петь более "высокий" репертуар, чем следует, это приведет к "вытягиванию" голоса. Обычно в таких случаях мелодия звучит низко, наконец, окончательно теряется интонация, и певец выходит из тональности.
Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охранять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать резкого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному выпить холодной воды, как бы ни мучила жажда. Нельзя после бани или ванны выходить с мокрыми волосами. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя, а то и вовсе сделать профессионально непригодным.
При уходе за горлом рекомендуется полоскать его комнатной водой со слабым раствором соды или соли.
"Дело не только в простудах, которым вокалист подвержен больше, чем другие, поскольку его носоглотка и трахея от огромной нагрузки имеют более высокую, чем у непоющих людей температуру, - голосовой аппарат - настолько чуткий инструмент, что реагирует на малейшее недомогание, изменение атмосферного давления, смену погоды, повышение и понижение влажности и чистоты воздуха, состояние нервной системы и всего организма и на множество других факторов", - пишет Е.Е.Нестеренко. "Работа над голосом не терпит перерывов" - С.Я.Лемешев. После длительного молчания следует начинать с "азов".
Нельзя не только петь, но и говорить на морозе. Обладателям высоких голосов не рекомендуется "басить", говорить низко. Певец только тогда находится в хорошей форме, когда его организм и психика здоровы.
Литература
1. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 5 - 1976 г.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6 - 1982 г.
3. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7 - 1984 г.
4. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.
5. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
6. Левин А.Л. Катары верхних дыхательных путей и их профилактика.
- М.: Медицина, 1973.
7. Лемешев С.Я. Путь к искусству.
8. Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.
9. Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.
10. Тоти Даль Монте. Голос над миром.
11. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.
12. Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.
13. Обухова Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы. - М.: ВТО,
1970.
14. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.
15. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста
16. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги.
17. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.
Содержание
1. Пение и певцы
Три манеры пения
2. Голос. Строение голосового аппарата
3. Техника пения. Приемы
Вокальная школа
Наука
Практика
4. Исполнительство
Музыка и вокальное искусство
Как стать хорошим певцом
В чем же тайна музыки
Работа над вокальным произведением
Что необходимо знать о самоконтроле
Эмоциональная выразительность
Дикция в пении
О музыке, о композиторах, о стилях в музыке
Выступление перед публикой
Артистизм
5. Режим певца
Заболевания голосового аппарата
Певцы - как спортсмены
Литература