Смекни!
smekni.com

Исполнительские комментарии "Детских сюит" Вл. Золотарева (стр. 3 из 3)

В начале 1970-го г. Золотарёв со своей женой Ириной и ее сыном Владиславом переехал в Москву, где он два месяца работал копировщиком в Музфонде. В Москве композитор продолжил работу над новым репертуаром для баяна. О нем он написал статью в журнал "Музыкальная жизнь", опубликованную в № 22 от 1970-го года. В 1974-м г. в № 6 журнала "Советская музыка" была напечатана его рецензия на концерты для баяна с оркестром К. Волкова и А. Рыбникова.

В апреле 1971-го г. композитор был последний раз в Магадане и закончил там Сонату № 2, которую заказал баянист Фридрих Робертович Липс, с которым Золотарёв познакомился в Москве. Композитор очень мало спал и ел, чтобы как можно больше писать музыку. Он даже начал бичевать себя, чтобы как можно меньше спать. В течение последних четырех лет жизни он снова и снова желал возвратиться к природе Дальнего Востока, ночи которой были такие ясные и которая могла сильно вдохновлять его.

Дружба Золотарёва с Липсом способствовала появлению на свет ряда произведений, которые обогатили баянную литературу. В первую очередь здесь следует назвать Сонату № 3, которую Золотарев написал в 1972-м г., и которая является одной из вершин баянного репертуара. Она привела к тому, что такие профессиональные композиторы, как София Губайдулина и Эдисон Денисов, начали писать произведения для баяна.

Осенью 1971-го г. Золотарев был принят на композиторский факультет Московской консерватории. В течение учебы в ней композитор написал Триптих для камерного оркестра и Диптих для 13-и исполнителей, которые были исполнены в консерватории. Он всегда долго работал над произведениями умственно, причем параллельно над несколькими, чтобы потом за короткое время записать их. Помимо учебы он как всегда продолжал заниматься самообразованием. При этом много партитур и записей он получал от Э. Денисова, к которому также ходил на консультации со своими произведениями. За годы проживания в Москве Золотарев несколько раз брал уроки у Д. Шостаковича и консультировался у Р. Щедрина и К. Волкова.

Профессором Золотарёва в консерватории был Т. Н. Хренников, который несколько десятилетий возглавлял Союз композиторов. В его классе Золотарев не мог найти того, что искал; его двенадцатитоновая манера письма, которую он развивал в последние годы жизни, а также звуковые эксперименты с препарированным фортепиано вызывали непонимание. Между ним и Хренниковым возникали конфликты. В окружении молодых студентов Золотарёв все больше и больше понимал, что слишком поздно начал профессионально заниматься композицией. Ко всему этому прибавлялось то, что почти половина преподаваемых предметов не имели отношения к музыке: это были общеобразовательные или идеологические предметы, на которые уходило ценное время. И уже весной 1972-го г. Золотарев, разочарованный, ушел из консерватории. При этом он прекрасно понимал, что этим шагом неимоверно затруднял себе путь в Союз композиторов, но не видел смысла в продолжении учебы.

Членство в Союзе композиторов было предпосылкой существования для композитора в Советском Союзе. Конфликты Золотарева с Хренниковым, наверное, затрудняли процесс принятия его в члены Союза, которое и без того было проблематичным, так как у Золотарева не было композиторского диплома и он не был партийным. Тем не менее, он решился подать заявление в Союз в 1972-м г., однако, оно было отклонено. В первые месяцы 1975-го г. снова рассматривался вопрос о его членстве; Ф. Липс играл перед комиссией Сонату № 3. Она была высоко оценена присутствующими композиторами, такими как С. Губайдулина, В. Артемов и Г. Фрид. Они высказались за то, чтобы поддержать композитора. Но решение вопроса о его членстве прервала смерть.

Одна черта Золотарёва, которая в последние годы проявлялась все яснее, была его религиозность, которая, однако, не была прикована к какому-либо ритуалу. Это было скорее чувство привязанности к истории Древней Руси и ее святым. Золотарев ходил в походы к древним монастырям, которые находились в отдаленных регионах на Севере России. Эту религиозность он воплотил в произведении "Ферапонтов монастырь", а еще в последние годы жизни собирался написать шесть опер о древнерусских иконописцах и философах.

Хотя Москва в последние годы жизни и являлась его местом проживания, часто он просто бежал из нее или жил у знакомых, а не с семьей. Он уезжал к родителям, которые жили теперь на Украине, в Дом творчества в Иваново или на дачи знакомых под Москвой. Таким образом, он старался найти покой для того, чтобы писать музыку. Потому что с женой они часто ссорились, так как в последние годы жизни Золотарёв не работал, и она должна была одна содержать семью. Из-за этого у него были угрызения совести, но он ничего не менял или не мог поменять, потому что сочинение музыки стояло у него выше всего. Он зарабатывал редко: когда печатали или записывали его произведения, или когда ему удавалось продать произведение в Министерство культуры. А когда у него появлялись деньги, он не мог беречь их, и часто покупал пластинки. Все больше и больше он чувствовал себя одиноким, все чаще он впадал в депрессии и не находил себе покоя. Спасения от этого он ожидал от смерти.

За последние годы жизни композитор написал, помимо других произведений, Концертную симфонию № 2 для электронного баяна и симфонического оркестра под названием "Currikulum vitae", в которой слышны его одиночество и склонность к самоубийству, а также ораторию "Ex libris" для огромного состава (5 солистов, чтецов, хора мальчиков, женского хора, двух мужских хоров и симфонического оркестра), "Вечернюю кантату" и 24 медитации, исполнение которых возможно на различных инструментах. В 1973-м г. он экспериментировал с четвертьтонами. Он постоянно находился под своим собственным давлением, так как хотел невероятно много сделать. Он жертвовал собой ради музыки. Из-за этого он был совершенно переутомлен.
К тому же тяжелым ударом судьбы было то, что жена продала его баян и уничтожила много манускриптов летом 1974-го г., когда Золотарев не жил дома.

В московских дневниках Золотарёв исходит из того, что родился в 1942-м г., и что в 1975-м г. ему суждено было достигнуть возраста Христа. Этот возраст был для него особенным, чем-то вроде границы, до которой надо было успеть сделать что-то важное. Еще в Магадане он говорил другим студентам, что умрет в 33 года. Последнюю зиму своей жизни он провел на даче Вячеслава Анатольевича Галкина в Подмосковье.

Когда весной он вернулся в Москву, снова случилась ссора с женой. Она на короткое время вышла на улицу с Генрихом, а в это время Золотарев покончил с собой. При этом сыграло роль то, что он был предрасположен к самоубийству, – он не первый раз старался покончить с собой, – а также он был хрупким, как многие художники, и очень уставшим от чрезмерных требований к самому себе. В это время Ф. Липс впервые за пределами Советского Союза исполнял в Клингентале Сонату № 3, которая произвела глубокое впечатление на слушателей.

Исполнительские комментарии «Детских сюит» для баяна Владислава Золотарева

Цикл из Шести детских сюит Владислава Золотарёва является уникальным в баянной литературе. Они представляют несомненный интерес, способствуют развитию техники и формированию исполнительской культуры учащихся, расширяют педагогический репертуар. Композитор в жанре музыки для детей и юношества как бы продолжает традиции Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского.

В исполнительском и педагогическом плане сюиты представляют интерес для необычайно широкого круга баянистов. Разнообразные художественные и технические задачи могут ставиться при исполнении их учащимися музыкальных школ и училищ, студентами консерваторий. Концертирующие исполнители охотно включают Детские сюиты в свои программы, так как они пользуются неизменным успехом у самой широкой публики.

В пьесах использованы различные виды техники, применяются разнообразные приёмы игры. В образном отношении здесь множество оттенков: грусть, печаль, раздумья, радость, юмор, сказочность, волшебство. Передача душевных состояний человека сменяется зарисовками природы.

Жанровый и тематический материал сюит очень разнообразен. Здесь и мелодии в духе русских песен и танцев, и марш, и так называемая «табакерочная» музыка, и гармошечные наигрыши. Отдельные части из Дестких сюит представляют собой как бы театрализованные сценки, например, 2 часть из сюиты №3 написана композитором по прочтении стихотворения Р.Бёрнса «Финдлей» и выразительно изложена в виде диалога.

В первых трёх сюитах преобладают жанрово-конкретные образы, в них больше жизнерадостности. В последних сюитах большее место занимают абстрактно-отвлечённые образы, преобладают оттенки печали, грусти.


Список используемой литературы:

1. Липс Ф. Кажется, это было вчера М., Музыка 2009г.

2. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е, Дополн. М., Музыка 2004 г.

3. Журнал «Народник» 2002г.

4. Антология литературы для баяна. Часть 7, М., Музыка, 1990г.

5. www.GoldAccordion.com


Список произведений Владислава Золотарева

Камерная сюита в шести частях 1965

1. Вечерняя прелюдия,

2. Свет луны за окнами струится,

3. Ночной снегопад,

4. Таинственные видения,

5. Зову мгновенья сумрачной печали

6. Старинная сказка

Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия. 1968

Поэма для оркестра народных инструментов 1968

Интродукция и Аллегро для фортепиано 1968

Пять романсов на стихи японского поэта И. Такубоку. 1968

Партита в четырех частях 1968

1.allegro

2.grave

3.andantino

4.presto

Драматическая поэма "Мартин Иден" для альта и струнного оркестра 1969

Цикл детских сюит. 1968-1974

Детская Сюита №1 в 5-ти частях:

1.Скоморохи при дворе

2.Машенькины вздохи

3.Шут на гармонике играет

4.Диковинка из Дюссельдорфа

5.Марш солдатиков

Детская сюита №2 в 7-ми частях:

1.Пробуждение

2.Прогулка

3.Грустная песенка

4.Игра

5.Кот-проказник

6.Вальс кукол

7.Танец матрёшек

Детская сюита №3 в 4-х частях.

Детская сюита №4 в 5-ти частях:

1.Отзвуки театра

2.Размышление

3.Багатель

4.Старинные часы

5.Волшебная шкатулка

Детская сюита №5 в 5-ти частях:

1.Карабас-Барабас

2.Дюймовочка

3.Кораблик

4.Рождественская песенка

5.Восточная мелодия и танец

Детская сюита №6 в 5-ти частях:

1.Зимнее утро

2.В деревне

3.Волынка

4.Сумерки

5.Тарарушки

Пять композиций 1971

Триптих для камерного оркестра 1971

Диптих для 13-и исполнителей 1971

Соната №1,

соната №2 1971 в трех частях

Соната №3 1972 в четырех частях

Концертная симфония для баяна и симфонического оркестра 1972

Концертная симфония №2 для электронного баяна и симфонического оркестра 1973

Вечерняя кантата1972

24 медитации 1972

Испаниада 1974

Рондо Каприччиозо