Смекни!
smekni.com

История развития российского хорового концерта (стр. 3 из 3)

Новый хоровой концерт отразил новую ситуацию в жанровой системе музыки 20 века. Он стал ответвлением контатно-ораториального жанра и со своим жанровым прототипом связан очень опосредованно. В связи с этим данная жанровая разновидность в настоящей теме на рассматривается.

Сопоставив образцы жанра хорового концерта трех исторических эпох (17 -18-19 веков), можно отметить, что на протяжении всей эволюции не менялась его функция, сохранялись основные атрибутные признаки. Исследователь жанра хорового концерта в контексте современной музыки Г.Батычко к таким признакам относит: особую концептуальность жанра, его репрезентативность, а также диалогичность фактуры и высокий уровень композиционной свободы. Соотношение же этих признаков внутри системы жанра и их качество изменялось, варьировалось в зависимости от стилевой принадлежности того или иного образца. Наиболее существенные изменения в структуре жанра были связаны с особенностями музыкального языка и способами организации музыкального целого.

Проследив общую картину развития жанра хорового концерта, можно подытожить: хоровой концерт является значительным жанром профессиональной музыки, в котором происходило формирование всех основных закономерностей музыкального стиля каждой из эпох. Эволюция принципов формообразования в жанре хорового концерта шла в русле смен общих стилистических тенденций в русской музыке, отражая состояние системы музыкального языка того или иного времени.


Литература

1. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры – М.; Муз., 1983г.

2. Герасімова-Персидська Н. Хоровий концерт на Україні в 17 -18 ст. – К., Муз.Укр., 1978р.

3. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры – М., Сов. комп., 1985г.

4. Рыцарева М. Российский хоровой концерт 17 – первой половины 18 веков. – Л., 1976г.

5. Васина Гроссман В. Хоровая музыка.- М., 1977.

6. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. – М., 1938. Вып 1

7. Протопопов В. О хоровой многоголосной композиции 17 – начала 18в и о Симеоне Пекалицком // Протопопов В Избранные статьи и исследования. – М.:Музыка,1983.