Анализ формы каждой прелюдии и ее тонально-гармонического плана, как уже говорилось, обязательны. В первой части прелюдии E-dur ученику следует показать экспозицию (т.1-4) и обратить внимание на ее тональный план: тема излагается в главной тональности, а имитация в доминантовой. Необходимо проанализировать и интермедию (т.5-6). Подскажем ученику, если он не найдет сам, что эта интермедия развивает мотивы темы и противосложения и соединяет экспозицию с заключительной частью первого раздела, которая начинается в такте 7 проведением темы (в сопрано) в главной тональности и завершается энергичным кадансом на доминанте.
Тональный план второй части, наоборот, направлен от доминанты к тонике. Тема подвергается здесь более активному развитию, приводящему в конце к мужественному, решительному кадансу.
Нечто новое ожидает ученика в Маленькой прелюдии №4 D-dur(ч.II), которая по своему полифоническому складу относится к неимитационной полифонии, то есть построена не на развитии одной темы разными голосами, а на сочетании разного мелодического материала в голосах. Заметим, что наиболее доступные для учащихся редакции данного сборника (К.Черни и Н. Кувшинникова), трактующие баховские прелюдии с позиций романтического стиля, на наш взгляд искажают истинный характер прелюдии. Из 18-ти прелюдий сборника только пять (№2, 8, ч.I; №1, 4, 5, ч.II) написаны в таком звонком, ликующем настроении. К. Черни же с первого такта ставит знак р, Н.Кувшинников советует играть cantabile, определяя эмоциональный характер пьесы словами: «не скоро, спокойно». Оба редактора предписывают одинаковую динамику всем голосам, не взирая на то, что композиция требует оттенить их контрастным звучанием, поскольку они имеют совершенно иные функции и различны по своему интонационному строю. Так два верхних, звонко поющих голоса, тесно спаянные 'вместе, свободно и энергично развивают тематический материал прелюдии; бас отделен и как бы изолирован, его интонационно-ритмическое однообразие выдает типичные черты сопровождения, которое требует и соответствующей динамики – piano во всей прелюдии, кроме двух кадансов.
Список использованной литературы
1. Искусство в школе, №1. – 2006.
2. Н.О.Калинина Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, Л., 1974.
3. Леонтович М.Д. Практичний курс навчання співу у середніх школах України / З педагогічної спадщини композитора. (Упор. Л.О.Іванова. – К.: Муз.Україна, 1989. – 136с.
4. Леонтьева О.Карл Орф. – М.: Музыка, 1984. – 334с.
5. Медушевский В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие" // Восприятие музыки: Сб.ст. – М.: Музыка, 1980. – С.141-155.
6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 254с.
7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987. – 95с.
8. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э.Абдуллин, Т.Бендер, Т.Вендрова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 140с.
9. Музыкальное воспитание в Венгрии / Ред.-сост. Л.Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. – 400с.
10. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 384с.
11. Падалка Г. Учитель, музика, діти. – К.: Муз. Україна, 1982. – 144с.
12. Панкевич Г. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987. – 112с.
13. Програми та поурочні методичні розробки для середніх загальноосвітніх шкіл. Музика: 1-4 класи / Авт. кол.: О.Ростовський, Р.Марченко, Л.Хлебникова, З.Бервецький. – К.: Перун, 1996. – 128с.
14. Раввінов О. Методика хорового співу в школі. – Вид. 2-е. – К.: Муз. Україна, 1971. – 124с.
15. Ростовський О.Я. Педагогіка музичного сприймання. – К.: ЇЗМН, 1997. – 248с.
16. Ростовський О.Я. Художньо-педагогічний аналіз музичних творів у школі: Метод. рекомендації. – К.: Рад. шк., 1989. – 72с.
17. Ростовський О.Я. Взаємозв'язок різних видів мистецтва на уроках музики: Метод, рекомендації. – К.: Освіта, 1991. – 48с.
18. Рубинштейн С.А. Проблеми общей психологии. – М.:, Педагогика, 1976.– 416с.
19. Сергеева Г. Нотная грамота на уроках музыки //Музыка в школе. – 1985. – №2.– С.7-12.
20. Скуратівський В. Берегиня: Художні оповіді, новели. – К,: Рад. письменник, 1987. – 278с.
21. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. – Т. 1. – Л.–М.: Музыка, 1980. – 296с.
22. Сухомлинський В.О. Вибрані твори: У 5 т. – Т,3. – К.: Рад.шк., .1977. –670с.
23. Тарасов Г. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. – 1983. – №2. – С.14-18.
24. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т.1. – 328с.
25. Філософський словник / За ред. В.І. Шинкарука. – 2-е вид., перероб. І доп. – К.: Голов, ред. УРЕ, 1986. – 800с.
Дополнение
Дополнение 1