1. Опера •
Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.
Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).
Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.
Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.
Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.
Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.
Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.
2. Развитие музыкального искусства в советский период *
С 1918 года начинается массовое приобщение народа к музыкальной культуре; Распахнул двери перед новыми слушателями Большой театр - центр русского оперного искусства. Стали государственными Московская и Петроградская консерватории. Открываются дневные и вечерние музыкальные школы, кружки, студии. Расцветает художественная самодеятельность, помогающая выявить богатство народных талантов.
С середины 20-х годов развивается музыкальное радиовещание. Множество классических произведений стали доступными огромным массам слушателей.
Добилась больших успехов молодая исполнительская школа. Среди известных во всем мире музыкантов-исполнителей - скрипачи Ойстрах и Коган, пианисты Гилельс и Рихтер, виолончелисты Ростропович и Шафран.
Начинает развиваться и творчество советских композиторов. Характерной чертой является новаторство. Это проявляется в поисках новых выразительных средств, музыкальных форм.
Важной чертой советской музыкальной культуры является ее многонациональный характер. Самым распространенным жанром становится массовая песня. Это своего рода летопись истории государства. ->с .; ; .
Одним из важнейших жанров советской музыки стала опера. Композиторы стремились создавать оперы на современные темы. Для этого необходимо было обновить традиционный жанр, найти новые средства выразительности. Первыми удачными советскими операми явились «Тихий Дон» Дзержинского (по роману Шолохова), «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева. Позже появились оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Мейтуса, «Джалиль» Жиганова, «Война и мир» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича.
Велики достижения советского балета. Они связаны во многом с расцветом хореографического искусства в нашей стране. Появляются балеты «Красный цветок» Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна.
В жанрах симфонической музыки советские композиторы сумели глубоко отразить современность, найти новые средства выразительности. Главой советской симфонической школы по праву считается Н. Мясковский, автор 27 симфоний. Во всем мире звучат
7 симфоний С.Прокофьева. Одним из величайших симфонистов мира является Д.Шостакович.
Внимание композиторов привлекают вокально-симфонические жанры - кантата и оратория, которые приобретают новый характер. В прошлом эти жанры были связаны с религиозными сюжетами. В советской музыке они становятся произведениями героико-патриотического содержания («На поле Куликовом» Шапорина, «Александр Невский» Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.).
В творчестве советских композиторов разнообразно представлены инструментальные и вокальные жанры - сюиты и концерты, камерные ансамбли, романсы и вокальные циклы.
3. ТворчістьМ. Леонтовича
Микола Дмитрович Леонтович є класиком украшської дожовтневої музикиі водночас одним із фундаторів радянськоі музичноі культури. Майже все життя Леонтович працював у жанрі обробкиукрашськоі народноіпісні, досягши справжніх мистецьких вершин. Його хорова творчість - одна з найяскравіших сторінок української музики. Вона вагомо увійшла до скарбниці вітчизняного ісвітового музичного мистецтва.:Твори композитора широко звучать у нашій країніі за рубежем. Його музикахвилює усіх.
Робота над обробкою кожної народної пісні триває досить довгий час, нерідко композитор здійснює три-чотири її варіанти, прагнучи використати всі внутрішні можливості першоджерела. Залишаючи мелодію незмінною, він застосовує багатий арсенал гармонічних, поліфонічних, фактурно-тембрових засобів для творения індивідуальнихобразів. Справжньою майстерністю позначені хори "Мала мати одну дочку, "Пряля", "Над річкою бережком", "Дударик", "Щедрик".
За радянського часу Леонтович створює, крім обробок народних пісень, чотири хорові поеми ("Льодолом", "Літні тони", "Моя пісня" ) й оперу-балет "На русалчин Великдень", яка лишилася незакінченою.
Билет 7
1. Сонатно-симфонический цикл. Симфония. Симфонический оркестр.
Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.
Симфония - произведение циклическое (то єсть многочастное), с определенной последовательностью частей. В переводе слово «симфония» означает «созвучие», «согласие». Это слово приобретало различные значення. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в ХYIIIвеке.
І часть идет в быстром темпе, в сонатной форме, IIчасть - медленная, Ш часть - менузт, IVчасть финал, возвращается быстрый темп.
1) в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;
2) в группу деревянных духовых входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
3) группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.
4) из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.
2. Творчество П.И. Чайковского
Петр Ильич Чайковский все своє творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор,он всегда правдив и искренен.
Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своє слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжетам из русской жизни.
Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.
Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), З балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и другие симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.
Творчество Чайковского - вершина мировой муыкальной культуры XIXвека.
Первая симфония «Зимние грезы»
Первая симфония Чайковского - замечательный образец его раннего оркестрового творчества. Впервые в ней проявляются характерные образы и приемы, глубоко развитые композитором в симфоническом творчестве зрелого периода.
Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей. •,; •
Iчасть - «Грезы зимнею дорогой» - мягкими красками здесь обрисованы картины зимней русской природы..
IIчасть - «Угрюмый край, туманный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру.
IIIи IVчасти - скерцо и финал - не имеют названий, но по своему содержанию не выпадают из общего поэтического замысла.
Опера «Евгений Онегин»
Свою оперу Чайковский назвал «лирическими сценами». Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. Также ярко и правдиво раскрываются картины народного быта. С большой любовью даны поэтические «зарисовки» русской природы, на «фоне которой раскрываются чувства и переживания героев.
Действующие лица: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский, князь Гремин.
Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами. гёмшэил-.-.:■',..>*■•■••;!:•■•■■ •
Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются (например, в сцене письма, характер главной героини дан в движении: из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость).