Смекни!
smekni.com

Музыкальное воспитание (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение

1 Программа «Красота. Радость. Творчество»

2 Специальные программы музыкального равития

3 Программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности

4 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

· детский сад;

· детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);

· детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;

· детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);

· центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни.

Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Помочь детям войти в мир музыки – задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы.

1 Программа «Красота. Радость. Творчество»

Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа. Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной[1].

Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.

В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности[2].

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

· искусство в жизни ребенка;

· эстетическая развивающая среда;

· красота природы;

· знакомство с архитектурой;

· литература;

· изобразительная деятельность;

· музыкальная деятельность;

· досуг и творчество;

· творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста»[3].

В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

· развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).

· воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

· развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

· приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

· формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге[4].

В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:

· эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;

· внимательно слушает ее;

· может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;

· слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;

· определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;

· может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;

· занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;

· поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;

· способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ;

· держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;

· овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм[5]. .

Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство».

Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина[6].

Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).

2 Специальные программы музыкального равития

Особое место в настоящее время занимают специальные программы музыкального развития: «Гармония», «Синтез» (от 4 до 7 лет), «Камертон» (от 0 до 7лет), «Малыш» (от 2 до 3 лет), «Ладушки» (от 3 до 7лет).