Косвенным является представительство, когда посредник (intermediary) действует в интересах, но не от имени принципала, или когда третье лицо не знает и не имеет оснований знать, что посредник действует от имени принципала. В таких случаях сделки, заключенные посредником, связывают с третьим лицом его самого.
Но в ряде случаев возможно осуществление принципалом прав, приобретенных посредником. Это: а) неплатежеспособность посредника; б) существенное неисполнение обязательств по отношению к принципалу; в) ожидаемое существенное неисполнение. Эти положения ст.3.302 Принципов несколько шире, чем нормы п.2 ст.883 ГК.
В целом нормы Принципов о прямом представительстве близки к положениям ГК о договоре поручения и доверенности, тогда как о косвенном представительстве - о договоре комиссии.
Недействительность договора. Соответствующие положения Принципов не затрагивают недействительность договора вследствие противоречия нормам морали либо недостаточной правоспособности.
Принципы восприняли англосаксонскую модель недействительности договора, которая различает 2 основания недействительности:
1) ошибка в факте;
2) ошибка в праве.
Ошибка в факте имеет место в случае, когда (а) ошибка была вызвана информацией, предоставленной другой стороной, или же (б) другая сторона знала или должна была знать об ошибке, или (в) одну и ту же ошибку допустили обе стороны. При этом другая сторона должна представлять, что первая, зная правду, не заключила бы договор.
Но ошибка в факте не влечет недействительность договора, если: (а) обстоятельства ошибки не извинительны и (б) риск ошибки несет допустившая ее сторона.
В отличие от ГК недействительность договора согласно Принципам не требует судебного признания. Достаточно простого уведомления другой стороны. Однако если сторона, зная о дефекте договора, подтверждает его (явно или предполагаемо), то это исключает признание его недействительности.
В то же время договор не становится автоматически недействительным вследствие того, что в момент заключения обязательство по договору было невыполнимо, или потому что сторона не имела права распоряжаться активами, к которым относится контракт.
Кроме того, в качестве основания недействительности сделок (отдельных их условий) фигурируют: угроза; обман; избыточная выгода или нечестное преимущество одной из сторон5 и др6. Причем не имеет значения, кто допустил противоправное поведение - сама сторона договора или третье лицо, за действия которого отвечает сторона или с согласия которой это третье лицо действует (ст.4.111).
Как аналог мнимых и притворных сделок в отечественном гражданском праве Принципы вводят понятие "симуляции": если договор заключался с целью, не отражающей их действительную волю, к такому договору применяются правила, отражающие ее (ст.6.103).
Отдельные нормы Принципов посвящены недействительности договора, нарушающего фундаментальные принципы права стран - членов ЕС (ст.15.101), а также его императивные нормы. Правда, в последнем случае ст.15.102 последствия нарушения таких императивных норм должны определяться ими самими. В отсутствие такого указания договор может считаться: а) действительным в полном объеме; б) действительным частично; в) недействительным; г) подлежащим изменению. Решение принимается с учетом: целей установления такой нормы; лиц, чьи интересы она защищает; серьезности нарушения и возможных санкций; умысла (ст.15.102).
Последствием недействительности сделки является двусторонняя реституция, однако если она невозможна, то за полученное по сделке сторона должна осуществить платеж в разумной сумме (ст.4.115). Кроме того, сторона, заявившая о недействительности договора, вправе потребовать с другой стороны убытки, размер которых приведет ее в положение, существовавшее до заключения договора (ст.4.117; ст.15.105). В реституции, а также в возмещении убытков может быть отказано стороне, которая знала о недействительности договора, нарушающего фундаментальные принципы права стран - членов ЕС, а также его императивные нормы (ст.15.104).
Толкование договора. Как уже отмечалось, приоритетом при толковании Принципов обладают их цели, даже в ущерб буквальному значению слов. При толковании также принимаются во внимание:
1) все обстоятельства заключения договора, включая предварительные переговоры;
2) поведение сторон, включая последующее;
3) природа и цели контракта;
4) толкование, ранее встречавшееся при сходных обстоятельствах в отношениях между сторонами;
5) значение, обычно придаваемое терминам и выражениям в данной сфере деятельности;
6) обычаи;
7) добросовестность и честность в ведении (ст.5.102). Кроме того, термины толкуются применительно ко всему договору, а не к отдельной его части (ст.5.105).
Как и Принципы УНИДРУА, Принципы европейского договорного права содержат правило толкования, известное как contra preferentem (против преимуществ): условия договора в случае сомнения толкуются против той стороны, которая их сформулировала. Но в отличие от Принципов УНИДРУА, ст.5.103 относится только к договорам, условия которого не согласовывались индивидуально.
Так же, как и Принципы УНИДРУА, Принципы европейского договорного права (ст.5.104) содержат правило о приоритете индивидуально согласованных условий над стандартными (например, надписи от руки в формуляре имеют большую силу, нежели напечатанные изначально), и о лингвистических различиях, разрешающихся в пользу версии, подписанной сторонами в качестве оригинальной (ст. 5.107).
Еще одно любопытное правило толкования: приоритет дается тому варианту, который позволяет рассматривать договор как законный, чем тому, который приводит к обратному выводу (ст.5.106).
Исполнение договора. Если иное не вытекает из договора и обстоятельств его заключения, обязательства сторон должны исполняться одновременно (ст.7.104). Согласно ст.7.103 досрочное исполнение обязательства не допускается, за исключением случаев, когда оно не нарушает интересы кредитора. Принятие стороной досрочного исполнения не влияет на исполнение своих собственных обязательств.
Место исполнения обязательства определяется в соответствии со ст.7.101 следующим образом:
а) по денежному обязательству - как место ведения бизнеса кредитора;
б) по всем иным обязательствам - как место ведения бизнеса должника.
Как и белорусскому гражданскому праву, Принципам известно понятие альтернативного обязательства, когда по выбору должника он может исполнить обязательство либо одним, либо другим способом (например, осуществить ремонт агрегата либо поставить новый). Но в белорусском законодательстве нет норм, аналогичных ст.7.105: если должник не в силах сделать выбор, то в случае существенной задержки в исполнении это вправе сделать кредитор, несущественной - кредитор может назначить дополнительный период для выбора исполнения.
Несколько по-иному, нежели белорусское законодательство, регулируют Принципы и исполнение обязательства третьим лицом. Оно допускается, если (а) третье лицо действует с согласия должника, (б) третье лицо имеет законный интерес в исполнении и должник не исполнил или очевидно не исполнит обязательство (ст.7.106). Также Принципы знают понятие переадресовки исполнения, когда ответственным продолжает оставаться сам должник (ст.8.107).
Аналог ст.300 ГК в Принципах - ст.7.109, определяющая очередность исполнения нескольких однородных обязательств. Право выбора принадлежит должнику, но если он не делает соответствующего заявления, оно переходит к кредитору. Но в последнем случае из требований сразу исключаются: обязательства с не наступившим сроком исполнения; незаконные и спорные обязательства. Остальные обязательства при отсутствии специального соглашения исполняются в следующей последовательности:
1) те, срок исполнения которых наступает раньше;
2) те, по которым кредитор имеет наименьшее обеспечение;
3) наиболее обременительное для должника обязательство; обязательство, возникшее раньше. Если ни один из названных критериев применить невозможно, то к денежному обязательству применяется следующая последовательность:
1) расходы;
2) проценты;
3) основной долг.
В соответствии со ст.7.107 стороны вправе избрать любую форму расчетов по договору. При этом если кредитор принимает чек или другой приказ (обязательство) осуществить платеж, то презюмируется, что такой платеж является условным.
Расходы по исполнению своих обязательств несет каждая из сторон (ст.7.112).
В случае существенного изменения обстоятельств, делающих договор чрезмерно обременительным для одной из сторон, другая сторона имеет право вступить в переговоры по поводу его изменения или прекращения, при условии, что: а) такое изменение произошло после заключения договора; б) возможность таких изменений в момент заключения договора неразумным образом не могла приниматься во внимание; в) сторона не несла риск изменения таких обстоятельств. В случае недостижения соглашения сторонами договор может быть изменен или прекращен судом, причем со стороны, которая уклонялась от переговоров, суд может взыскать в пользу другой стороны соответствующие убытки (ст.6.111).
Множественность лиц. Как и в белорусском законодательстве, Принципы различают множественность лиц как на стороне должника, так и кредитора. Но наряду с долевыми и солидарными обязанностями (требованиями), известными и ГК, Принципы используют понятие "неделимой (communal)" обязанности (требования). Суть неделимой обязанности в том, что кредитор может требовать исполнения только от всех содолжников вместе. Аналогично и при неделимом требовании исполнение должником должно быть совершено всем сокредиторам, причем каждый из них вправе требовать исполнения только от имени всех. В остальном (что касается долевых и солидарных обязанностей (требований)) Принципы не содержат кардинальных отличий от ГК.