Существует значительное число международных конвенций и иных источников права, посвященных отдельным сферам деятельности (банковская, транспорт, торговля и т.п.), а также видам договоров, используемым в них (международная купля-продажа, бартер, перевозка, агентские и дистрибьюторские соглашения, лизинг и т.д.). Однако своего рода "общая часть" в международном контрактном праве только начинает формироваться. Начало данному процессу было положено в 1994 году, когда появилась первая редакция Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), а в 2004 году вышла их новая редакция1.
Затем появились Принципы европейского договорного права (далее - Принципы), которые были разработаны Европейской комиссией по договорному праву и приняты в 1999 году (I и II ч) и 2002 году (III ч). Несмотря на то что они являются продуктом евроинтеграции, применять Принципы могут и белорусские участники ВЭД. Дело в том, что единственным и исключительным условием применения Принципов является ссылка на них в тексте договора. Однако стороны могут исключить или изменить применение отдельных принципов (ст.1.102). При этом в отличие от тех же Принципов УНИДРУА, Принципы европейского договорного права распространяются не только на предпринимательские (коммерческие), но и на любые другие договоры, в том числе с участием потребителей.
Сфера применения Принципов предполагает 2 случая:
1) стороны в своем договоре согласились на их применение;
2) стороны не подчинили договор Принципам, но (а) сослались на "общие принципы права", "lex mercatoria" и т.п., либо (б) Принципы могут решить вопросы, которые не в силах решить применимое право.
Принципы подлежат телеологическому толкованию, то есть во внимание принимаются их цели, такие как добросовестность и честность в ведении дел, определенность договорных отношений и единообразие в применении (ст.1.106).
Заключение и условия договора. Для заключения договора согласно Принципам требуется одновременное (а) намерение сторон быть связанными юридически обязательными узами и (б) достижение необходимого согласия. Намерение может явствовать как из заявлений, так и из поведения стороны. Согласие считается достигнутым, когда существенным образом определены условия договора. Для тех договоров, по которым индивидуальное согласование условий не производится (в Беларуси известны как "договоры присоединения", за рубежом часто именуются "общие условия сделок"), действуют специальные правила (ст.2.104). Согласно им та сторона, которая ссылается на нарушение таких условий другой стороной, должна была до заключения договора предпринять необходимые меры для ознакомления с ними другой стороны. При этом прямо предусмотрено, что для соблюдения этого требования недостаточно простой ссылки в договоре на такие условия, даже если такой договор подписан обеими сторонами (ст.2.104).
Для договора согласно Принципам не требуется обязательная письменная форма2. Его существование может подтверждаться любыми средствами, включая свидетельские показания (ст.2.101). Возможная коллизия с национальными законодательствами, если они требуют обязательную письменную форму сделок, решается с использованием ст.1.103. Согласно ей императивные нормы делятся на два вида: а) те нормы национального применимого права, которые можно обойти, сославшись на подчинение договора Принципам; б) нормы национального, наднационального и международного права, которые применяются независимо от права, применимого к договору3. Действие первых нейтрализуется применением Принципов, тогда как вторых - нет.
Учитывая, что очень многие контракты в международном обороте заключаются путем обмена сообщениями (по почте, в том числе электронной, телеграфу, телексу, факсу и т.п.), в том числе используемыми в качестве оферты и акцепта, Принципы содержат специальные правила на этот счет (ст.1.303). При этом Принципы руководствуются так называемой "теорией доставки": сообщение приобретает юридическую силу в момент доставки адресату. Не позднее этого момента сообщение может быть отозвано отправителем. В целом положения Принципов, касающиеся оферты и акцепта (ст.2.201-2.208) в существенных чертах совпадают с аналогичными положениями, содержащимися в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК). Однако имеется и важное отличие: нормы Принципов об оферте и акцепте применяются с учетом соответствующей адаптации, и к процессу заключения договора, который не может рассматриваться как оферта и акцепт (например, договор после ознакомления с рекламой) (ст.2.211).
По поводу рекламы Принципы (ст.6.101) содержат положение, в корне отличающееся от белорусского законодательства: если речь идет о профессионале-предпринимателе, реклама и подобная информация рассматриваются как юридически связывающая с лицом, которым дана.
В настоящее время широкое распространение получили Общие условия сделок4 - специальные проформы с заранее разработанными условиями, в белорусской юридической терминологии относящиеся к договорам присоединения и публичным договорам. Ситуацию "войны проформ", когда оферент и акцептант предлагают свои стандартные договоры, Принципы решают следующим образом:
1) если стороны достигли принципиального согласия, но каждая из сторон ссылается на свои проформы, договор считается заключенным в части тех условий, которые совпадают в обеих проформах;
2) но любая из сторон может указать до или после акцепта, что не считает себя связанной договором, заключенным подобным образом.
Принципы восприняли доктрину, выработанную в странах англосаксонского права, о делении условий договора на явно выраженные и подразумеваемые. К числу последних относятся условия, имеющие источником (а) намерения сторон, (б) вид и цели договора, (в) добросовестность и честность в ведении дел (ст.6.102).
Любопытные положения, отсутствующие в других кодификациях, предусмотрены в ст.2.105 и относятся к так называемой "оговорке о поглощении (merger clause)". Суть ее в том, что любые предварительные заявления, обязательства, соглашения являются частью договора. Принципы на этот счет содержат следующие правила: а) для договоров с индивидуально согласованными условиями - оговорка о поглощении не применяется; б) для договоров присоединения - действует опровержимая презумпция неприменения оговорки о поглощении.
С целью предотвращения недобросовестного вступления в переговоры, с намерениями, несовместимыми с добросовестностью и честностью в ведении дел, Принципы устанавливают обязанность возместить убытки, возникшие у другой стороны в результате подобных действий (ст.2.301). Кроме того, подлежат возмещению убытки, причиненные одной стороне разглашением конфиденциальной информации со стороны другой, при этом не имеет значения, заключен в последствии контракт либо нет. Помимо понесенных одной стороной убытков, в таком случае можно взыскать с другой стороны прибыль, полученную ею в результате нарушения обязанности конфиденциальности (ст.2.302).
Цена (как определенная, так и определимая) не является обязательным условием договора. Подразумевается, что стороны согласовали "разумную цену" (ст.6.104). В случае злоупотребления одной из сторон своим правом в одностороннем порядке определять цену также считается, что действует "разумная цена" (ст.6.105). В случае если цену должна определять независимая третья сторона, которая не делает этого, стороны имеют право обратиться в суд, чтобы он назначил другое лицо в качестве третьей стороны (ст.6.106).
Диспозитивная норма, не имеющая аналогов в других международных унификациях, содержится в ст.6.108: если договор не оговаривает качество, сторона должна придерживаться, по крайней мере, среднего качества.
Договор может быть заключен в пользу третьего лица, причем оно необязательно должно быть известно в момент заключения договора (ст.6.110).
Договор, заключенный на неопределенный срок, может быть завершен путем подачи стороной заблаговременного уведомления (ст.6.109).
Как и по белорусскому законодательству, допускается заключение договора под условием (отлагательным или отменительным), причем положения гл.16 Принципов фактически воспроизводят с незначительными дополнениями нормы ст.158 ГК.
Представительство. Принципы рассматривают две категории представительства - прямое и косвенное, однако лишь в отношении между представителем (агентом) и третьими лицами, не затрагивая внутренние отношения между агентом и представляемым (принципалом).
Прямым является представительство, когда агент действует от имени принципала, причем не имеет значения, раскрывает агент имя принципала в момент заключения договора либо позже. Агент должен иметь полномочия на совершение соответствующих действий, но доверенности в письменной форме Принципы не упоминают. Сделки, заключенные агентом в таких случаях, связывают третье лицо непосредственно с принципалом, но не с агентом. Но есть одно исключение: если агент заключает сделку и при этом не раскрывает имя принципала, обещая сделать это позднее, то в случае невыполнения данного обещания заключенная сделка связывает третье лицо и самого агента (ст.3.203).
С другой стороны, есть кардинальное отличие Принципов от ГК. Если ст.184 ГК предусматривает, что сделка, заключенная неуполномоченным лицом либо с превышением полномочий, связывает совершившее ее лицо, то Принципы в таком случае лишь обязывают последнее возместить третьему лицу причиненные убытки (ст.3.204).
Еще одно отличие - передоверие (subagency). По статье 188 ГК передоверие допускается только в случаях, прямо предусмотренных в доверенности. Согласно ст.3.206 Принципов право передоверия предполагается, если только поручение не носит личного характера.
Оригинальные положения, касающиеся так называемых "конфликтов интересов", содержатся в ст.3.205. "Конфликт интересов" имеет место в случаях, когда: а) агент одновременно действует в интересах принципала и третьего лица; б) агент заключает контракт для себя. В подобных случаях принципал имеет право отказаться от заключенного агентом контракта, за исключением случаев, когда принципал знал или должен был знать об этом.