Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.
В каждой песне дети осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.
Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности.
Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
2.4 Сочетание индивидуальной и групповой работы на занятиях, вариативность заданий для детей
Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным рением взрослых (музыкальным руководителем или воспитателем), которые, заглушая детей, поют всю песню целиком на первых этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть, а капелла.
В старшей группе эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных детям 5—6 лет.
Можно предложить такой прием — пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Полезен и такой прием — петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.
На занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду — детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем — детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.
Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»), Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.
Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию. На первых занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом», скандировать.
Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии следует уделять трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т. д.
На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на каждом занятии может звучать 1—2 песни-упражнения; 1—творческое задание, 1 — песня разучиваемая, 1 — песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3—4 песни.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Так как обучение игре на музыкальных инструментах проводится индивидуально или с небольшими подгруппами детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые песни.
Заключение
Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В
Дошкольных учреждениях вводятся такие предметы как: краеведение, история города, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая и нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: работа по обучению пению, поможет практическим работникам научить дошкольников любить песню, сформировать у них устойчивые певческие навыки, развить инициативу в придумывании песенных импровизаций, а это, несомненно, будет способствовать успешной подготовке детей к школе.
Список использованной литературы:
1. Методика воспитания в детском саду./ Под. Ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1989
2. Планета детства/ Сост. Н.Н. Озерова .- С-Пб.: С- Пб. Изд-во., 1994
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1985
4. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5- 6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /Сост.Т.М. Орлова, и др.- М.: Просвещение, 1990
5. Хрестоматия по методике музыкального воспитания /Сост. О.О.Апраксина .- М.: Просвещение, 1987 .